Ольга Марфина
Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления
▼ Скачать
Конспект непрерывной образовательной деятельности с применением приёмов
технологии развития критического мышления.
Автор конспекта: Марфина Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: Применение творческого потенциала через новые приёмы работы с информацией в познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Культурная практика: познавательно - исследовательская деятельность
Культурно - смысловой контекст: умения конструктивно мыслить при решении интеллектуальных и личностных задач.
Цель: Освоение представлений о «прошлом» в познавательно – исследовательской деятельности на примере доисторических обитателей планеты.
Задачи:
Развития:
1. Дополнить имеющиеся представления детей о динозаврах.
2. Ознакомить детей с элементами профессиональной деятельности учёных-палеонтологов через ролевую игру.
3. Применить умения задавать вопросы по теме, сравнивать, выдвигать предположения, обосновывать свои решения, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
4. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
Воспитания:
1. Проявлять инициативу; дружеские отношения, умение слушать до конца и не перебивать товарища.
Предварительная работа:
o Создание на группе библиотеки книг о динозаврах.
o Рассматривание слайдовых презентаций «Гиганты прошлого», «Кто такие динозавры?» и др.
o Просмотр видео «10 самых необычных динозавров», «Аллозавр. Мультфильм энциклопедия динозавров для малышей», «Как рождались динозавры», «Свирепые хищники мезозойской эры».
o Ручной труд - изготовление игрушек самоделок из бумаги (динозавры).
o Изготовление макета вулкана для режиссёрской игры.
o Дидактические настольные игры «Динозавры» (игра – ходилка, «Домино», «Мемополия» (динозавры).
o Изобразительная самостоятельная деятельность с использованием трафаретов, шаблонов; игровые графические упражнения типа «Дорисуй», «Соедини по точкам (по цифрам)» и др; рисование на тему «Придумаю своего несуществующего динозавра и дай ему название».
o Игры с игрушками динозаврами разных размеров; с книжками – наклейками, интерактивными книжками, книгами с окошками.
o С/р игра «По следом динозавров».
o Рассматривание книг и иллюстраций, карты «Мир динозавров», объемных скелетов.
o Исследовательская деятельность по «выращиванию» динозавров при помощи воды.
Размещение и организация рабочего пространства.
Оборудование:
o Интерактивное оборудование (доска, ноутбук)
o Стулья.
o Планшеты по количеству детей с нарисованными таблицами для "Верных и неверных утверждений"; по два цвета ручек (красный и чёрный).
o Сенсорный стол с песком (2шт);
o Инструменты для раскопок (кисти широкие, скребки, совки, лопатки);
o Красные флажки.
Материалы демонстрационные:
o Выставка книг о динозаврах.
o Яркое и красочное пособие "Коробка идей", в ней схемы и картинки, предметы по теме.
o Пособие "Кубик с вопросами" (в окошках чёрно – белые картинки, на которых схематично изображены 6 вопросов по теме)
o 6 суждений по теме (верные и неверные).
o Книга детская Д. Мультановской "Приключения в мире динозавров" (научные сказки).
o Видео «Динозарядка».
o Видеоролик о профессии палеонтолога.
o Скелет стегозавра из солёного теста.
o Картотека палеонтолога с фото скелетов и названиями динозавров.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель обращает внимание детей на книжную библиотеку о динозаврах, отмечает, что все эти книги они подбирали с того момента, как увлеклись этой темой, дети могут похвастаться таким количеством разных книг.
Воспитатель:
- Ребята, с первого дня вы узнавали новости о доисторических обитателях планеты, зарисовывали схемы, приносили картинки, игрушки из дома. Все «идеи» каждый день складывали в коробку.
Приём «Коробка идей» (используется с целью актуализации и обобщения имеющихся представлений по теме).
- Давайте в игре вспомним, что нам уже известно о динозаврах?
Дети перебирают содержимое коробки, выбирают картинки, опорные схемы, предметы и в обобщающей беседе подводят итоги.
Воспитатель:
- Замечательно, это было здорово! Ребята, я радуюсь вашим успехам!
Воспитатель предлагает игру «Кубик с вопросами» (каждая сторона кубика несёт вопрос на соответствующую тему. Воспитатель побуждает детей рассмотреть символы, озвучить вопрос и ответить на вопросы. (групповая работа).
Приём "Кубик с вопросами" (дети сидят на ковре)
1. Кто это?
2. Сравни? (на что или кого похож)
3. Дай описание? (как выглядели)
4. Интересный факт? (из жизни динозавра)
5. За - против? (положительные и отрицательные стороны существования динозавров, если бы они дожили до наших дней)
6. Приведи пример? (где или когда услышал или узнал интересное о динозавре)
Воспитатель:
- Замечательно, мне понравился ход ваших мыслей.
(хвалит индивидуально: никто бы не смог привести пример лучше! Ты превзошёл сам себя, называя положительные стороны! Когда ты ответила на вопрос «сравни», ты была сегодня на высоте)
- Оказывается, части тела динозавры идеально развиты для бега, ходьбы, прыжков, полётов, для плавания. Как это у них получалось? Готовы размяться и пофантазировать?
Видео физминутка «Динозарядка» (фрагмент)
Саша Перепечко вступает в разговор и радостно сообщает:
- Ольга Николаевна, я сегодня принёс новую книгу о динозаврах!
Воспитатель предлагает принести её и показать всем ребятам. Ребёнок демонстрирует книгу детям.
- Саша, а тебе понравилась книга?
Саша высказывает проблему:
- Да, очень понравилась! В книге даже рассказывается о профессии учёных, которые изучают вымерших животных, но мало. Я бы хотел больше узнать о них!
- Саша, это замечательно, не переживай! Ребята, кто сможет помочь Саше узнать о новой профессии? Кто хочет больше узнать интересного о динозаврах? (заручается поддержкой детей)
Приём «Верные и неверные утверждения» (прием «Верные и неверные утверждения» используется с целью проверки усвоенного материала по теме, индивидуальная работа)
Воспитатель предлагает детям игру «Верите ли вы, что.»
Каждому ребёнку воспитатель предлагает взять планшет с таблицей, которую нужно заполнить, устроится, где им удобно.
Воспитатель читает утверждение, если утверждение верное, дети ставят ручкой с красным стержнем под цифрой, соответствующей номеру утверждения - плюс, если не верное - минус. Полагаются на свой личный опыт или угадывание.
Воспитатель заранее приготовил 6 суждений (верные и неверные) под номерами:
1. Слово "динозавр" означает "ужасная ящерица".
2. Динозавры откладывали яйца.
3. Палеонтолог изучает останки древних городов.
4. Динозавры питались только травой.
5. Обитали динозавры даже в Антарктиде.
6. О динозаврах человеку ничего не известно.
Воспитатель предлагает отложить планшеты с таблицей. Дети настраиваются на изучение нового материала.
Показ видео (Смешарики. "Палеонтология", фрагмент). Гимнастика для глаз.
Воспитатель:
- Ребята, как называется профессия человека, который изучает древних животных и растения? Верно! Это учёный-палеонтолог. Палеонтологи на местах раскопок при помощи специальных инструментов - кисть, скребок, совок, шаг за шагом, откапывают и изучают кости. Раскопки ведутся очень аккуратно. Все окаменелости вымерших животных и останки ученые изучают и выставляют их в палеонтологических музеях.
- Кто хочет поучаствовать в раскопках и на время стать палеонтологом?
Приём «Ролевая игра» (приём используется с целью удивить детей, заинтересовать при получении новой информации).
Воспитатель подводит детей к сенсорному столу с песком, обращает внимание детей.
- Посмотрите, ребята, раскопки будем вести в тех местах, которые обозначены флажками. Для этого объединитесь в пары, вам на двоих приготовлены необходимые инструменты. Оденем перчатки и осторожно, не торопясь, будем снимать грунт, слой за слоем, сначала скребком, а когда появятся окаменелости, будем кисточкой расчищать грунт вокруг неё, пока не достанем полностью.
В ходе ролевой игры дети обнаруживают и извлекают части скелета динозавра.
Воспитатель хвалит детей:
-Мои поздравления, уважаемые палеонтологи! Замечательно! Вы близки к истине!
- У палеонтологов есть специальная картотека с названиями динозавров.
Найденные останки дети сравнивают с картотекой и узнают, какому динозавру они принадлежат (стегозавр).
Воспитатель:
- Ребята, давайте с помощью игры "толстые и тонкие вопросы" обсудим проблему вымирания?
Приём "Толстые и тонкие вопросы" (используется с целью научить детей формулировать вопросы разного типа по ходу игры. Дети сами задают «тонкие вопросы», чтобы ответ был односложный - «да» или «нет»; «толстый» вопрос подразумевает развёрнутый ответ).
Данный приём применяется для формирования личностного отношения к проблеме, для целостного осмысления и обобщения полученной информации, присвоения нового знания.
Примерные вопросы, которые могут, задать дети:
- Сейчас с планеты вымирают животные? (да)
- Человек виноват в этом? (да)
- Когда животные исчезают, это хорошо? (нет)
- Их можно спасти? (да)
- Почему вы думаете, что можно спасти вымирающие и редкие виды животных?
(предполагаемые ответы детей: для этого надо перестать сжигать леса, убивать животных, вырубать деревья, отравлять почву, загрязнять водоёмы….)
- Ребята, замечательно! Когда вырастите, вы не допустите исчезновения животных с лица Земли. Вы сможете решить любую проблему.
Воспитатель возвращает детей к игре «Верные и неверные суждения». В конце занятия идет проверка. Снова читаются утверждения, а дети ручкой чёрного цвета ставят соответствующий знак в таблице.
Воспитатель спрашивает у детей, изменилось ли их мнение относительно какого-либо утверждения и почему.
Воспитатель:
- Вы сегодня показали себя знающими, прекрасными собеседниками, толковыми палеонтологами. Я вами горжусь!
Воспитатель отмечает индивидуальные успехи детей: Ты всех порадовал своей внимательностью к товарищам! Я знала, что ты сможешь справиться с любой задачей! Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!
- Ребята, а зачем мы сегодня всё это делали? (предполагаемый ответ детей: чтобы помочь Саше узнать о профессии палеонтолога; больше узнать интересного и нового).
- А кому вы ещё расскажите о динозаврах и профессии палеонтолог? (предполагаемые ответы детей: маме, младшему брату, бабушке.)
Переход к самостоятельной деятельности. Дети возвращаются к раскопкам и составляют скелет стегозавра из обнаруженных останков по фото из картотеки.