Галина Топоркова
Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе «Остров сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления;
создать условия для выработки у детей приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение);
способствовать развитию у детей стремления к достижению поставленной цели, умения работать в коллективе.
Задачи:
организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Темочки
организовать отработку умения называть «соседей» чисел;
способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.
организовать контроль результатов практических действий детей;
организовать подведение итогов образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Планируемый результат: дети могут сравнивать и группировать предметы (блоки) на основе выделенных свойств; умеют ориентироваться на знаки-символы, дети знают кодовое обозначение блоков, группируют предметы по трем признакам; умеют «читать» схемы, следовать правилам; используют в речи слова для обозначения и обобщения выделенных свойств; знают и называют «соседей» чисел.
Оборудование: блоки Дьенеша, несколько конвертов разной формы и цвета, карточки – схемы к блокам Дьенеша, цифры для подвижной игры, детские ведерки, сундук, замок, ключи, магнитофон.
Ход НОД.
Мотивационно-организационный этап.
Воспитатель: Ребята, я вижу, вы красивые и нарядные, скажите, а настроение у вас сегодня хорошее? Давайте улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу!
Вы знаете, нам сегодня в детский сад прислали много писем, одно из них для нашей группы, но какое я не знаю. Но у нас есть подсказка, которое поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (воспитатель показывает детям карточку - подсказку к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник, синего цвета, большой по размеру)
- И так давайте проговорим, как должно выглядеть наше письмо?
(Прямоугольник, большой, синий)
Воспитатель: Теперь давайте подойдём к столу и найдём наше письмо (на столе дети находят нужное письмо).
В: Хотите послушать, что в нем написано?
"Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители острова Сокровищ. Мы узнали, что вы стали уже совсем большие и умные. И мы приглашаем вас в гости, а еще приготовили для вас подарок. Но этот подарок похитили пираты и спрятали его в большой сундук. Открыть этот сундук смогут только очень смелые и находчивые дети. Помогите нам, ребята, забрать подарок у пиратов! Жители острова сокровищ.»
В: Ребята, жители с острова Сокровищ приглашают нас в гости и просят о помощи. Вы любите путешествовать? Хотите оказаться на острове Сокровищ? А как мы сможем туда попасть? (предположения детей)
Воспитатель: Да, мы можем полететь, но у нас нет самолета. Мы можем поплыть, но нет парохода. Но это же волшебный остров, и мы с вами тоже превратимся в маленьких волшебников и совершим перемещение на остров.
Давайте встанем в большой круг, закроем глаза и будем считать в обратном порядке от 10 до 0.
Содержательный этап.
Вот мы и оказались на острове.
Смотрите, что это такое? (Сундук с надписью, опутан цепями и закрыт на замки).
Это, наверное, наш подарок. Но как его достать? (предположения детей -нужны ключи)
Чтобы получить ключи, необходимо выполнить задания. Вы готовы? А справитесь?
Давайте возьмем конверт с цифрой 1и откроем его.
Наше первое задание: «Укрась шарфик волшебными бусинками».
- Пираты потеряли свои шарфики и просят сделать им новые. У них есть бусинки из драгоценных камней. Нужно разложить их по схеме.
(задание выполняется индивидуально за столом, и потом дети проверяют друг друга)
- Ребята, давайте, рассмотрим схему: что показывает символ в верхнем левом углу? (ответы детей) Первая бусинка будет квадратная, маленькая, синяя находите ее и кладите на шарфик. Далее по стрелке мы видим, что надо положить прямоугольную, большую, красную затем?
-треугольную, желтую и не маленькую.
-А потом по стрелке?
-круглую, маленькую и не синею.
-И снова квадратную, маленькую, синею.
Сейчас поменяйтесь и проверьте друг друга по парам. Молодцы, вы справились с заданием, и я могу взять ключ (ключ – блок Дьенеша).
Теперь отправимся за следующим ключом.
Берем второй конверт.
Второе задание -физкультминутка.
"Живые цифры"
В: Мы сейчас превратимся с вами в живые цифры. Одевайте ленточки с цифрами. Будем танцевать пока звучит музыка, когда музыка затихнет я покажу на какую-нибудь цифру, а её соседи встанут рядом.
(игра повторяется 2-3 раза.)
Молодцы, вы справились. Получаем второй ключ.
Идем выполнять следующее задание
Третье задание – «Ведра с сокровищами».
Пираты рассыпали свои сокровища. И просят помочь их собрать и разложить их правильно по ведрам.
На ковре рассыпаются блоки Дьенеша, дети парами берут по ведру, на котором символически изображены 3 свойства фигур. Не выпуская ведро из рук, дети должны собрать блоки с указанными свойствами.
Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
- Молодцы. Мы получили третий ключ, и можем вернуться к сундуку.
Но мне не понятно, какой ключ подходит к какому замку? Смотрите, здесь есть какая-то подсказка.
Дети описывают фигуру на замке и находят нужный ключ для каждого замка.
Открываем сундук.
-Дети, посмотрите, в сундуке лежит книга. Сокровище – это не только драгоценный камень. Книга - это тоже сокровище, ведь с её помощью мы узнаем много нового и интересного. Она может и сказку рассказать, и ответ дать на любые вопросы.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы опять встанем в круг, закроем глаза и снова будем считать, но уже от 0 до 10.
(Дети закрывают глаза, считают)
Рефлексивный этап
Воспитатель: вот мы и снова у себя в группе. Вам понравилось путешествие?
Что вам запомнилось больше всего? Какое задание было трудным для вас?
Молодцы! Вы все справились с заданиями и помогли жителям острова сокровищ забрать у пиратов книгу.