Жанна Крупнова
Конспект НОД по ФЭМП «Поможем фее математики» в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по ФЭМП в подготовительной группе
с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема: «Поможем Фее Математики»
Виды деятельности: познавательная и игровая.
Учет требований ФГОС:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Поможем фее математики“ в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Мотивация направлена на познавательную и коммуникативную деятельность (помочь фее починить волшебную палочку, выполнив ряд математических заданий).
Активизация субъективного опыта ребенка: создание атмосферы заинтересованности; проблемная ситуация; использование наводящих вопросов; обсуждение (что самое интересное, самое трудное было на занятии).
Создание ситуации успеха: оказание помощи при затруднении; активизация положительных эмоций; создание атмосферы дружелюбия; создание условий для того, чтобы каждый ребенок ответил правильно и ему это понравилось; одобрение, поощрение, похвала, дифференцированная оценка детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Соблюдение требований СанПин: НОД проводится в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении. В середине занятия проводятся физминутки, зарядка для глаз. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Чередуются разные виды деятельности.
Реализация требований к оформлению: Раздаточный, демонстрационный материал, наглядность отвечают эстетическим требованиям; подобран согласно поставленным задачам НОД, рационально размещен. Соответствуетвозрасту и уровню развития детей.
Раздаточный: Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» - СПб., ООО «Корвет» на каждого ребенка;
карточки с цифрами 1-10; лист бумаги А4, поделенный на 9 клеток (3Х3) на каждого ребенка.
Демонстрационный: 2 обруча красный и синий, «волшебная» палочка, сундучок.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
1. Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10, обратного счета;
2. Формировать умение выявлять в объектах (ЛБД) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия/ отсутствия каждого;
3. Закрепить умение ориентироваться на листке бумаги, в пространстве относительно себя и относительно других предметов;
4. Продолжать развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность.
2. Стимулировать познавательную активность.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывающие:
1. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.
2. Воспитывать желание работать в коллективе, дружеские взаимоотношения, умение выслушать товарища, не перебивая его.
3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Методические приемы:
Словесные: вопросы (прямые, поисковые); оценка ответов детей (положительная); указания, поощрения.
Наглядные: демонстрация, наглядное моделирование (обручи).
Игровые: вводная беседа, физминутки, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: заучивание слов физминутки, проведены дидактические игры и упражнения с ЛБД «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.
Ход НОД:
Этап
Содержание взаимодействия
Педагогическая поддержка
1 этап: Орг. момент
Психогимнастика-30сек.
Дети стоят в кругу на ковре вместе с воспитателем
Вос. :-Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Соня! Кто у тебя стоит справа? Илья! Кто у тебя стоит слева? и т. д (ответы детей)
Вос. : -Ребята, за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Сообщение темы и цели-30сек.
Вос. : - Ребята, у нас сегодня ответственное задание. Нас просит о помощи Фея (прослушивание аудиозаписи с обращением Феи)Математики…сломалась волшебная палочка, закончилась математическая энергия (педагог демонстрирует «волшебную палочку», «нажимает» на кнопку, палочка не светится). Для того, чтобы она вновь заработала, вы должны правильно выполнить все математические задания.
- Поможем Фее? (Ответы детей)
2 этап:Д/упр. «Веселый счет»- 1мин.
Вос. : -Итак, приступим к выполнению ответственного поручения. Первое задание – разминка.
- Нужно быстро ответить на вопросы:
Сколько носов у трёх котов(3,
Сколько ушей у двух мышей(4,
Какая цифра спряталась в слове семья(7,
Сколько пальцев на одной руке(5,
Сколько раз в году бывает день рождения(1,
Сколько глаз у любого из нас(2,
Сколько орехов в пустом стакане(0)
-Молодцы! Очень быстро соображаете!
3 этап: Д/и «Засели домики» (ЛБД)- 10 мин.
Вос. : -Пора приступить ко второму заданию. Приглашаю вас занять свои рабочие места за столами. Сели удобно, спинка прямая.
У каждого ребенка на столе набор ЛБД, лист бумаги А4 в клетку (9 клеток). На доске продублирован лист в клетку с треугольной крышей – «дом» в три этажа, плоские геометрические фигуры нужных цветов.
Вос. : -Ребята, Фея Математики попросила нас помочь заселить в этот дом необычных жильцов – логические блоки. Давайте вспомним, на что похожи эти блоки? … ( На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
–Совершенно верно! Значит они различные по какому признаку? … (По форме)
–Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия? … (Да, по цвету, размеру, толщине)
-Даша, напомни нам цвет блоков. (Они бывают красные, синие и желтые) Верно!
-Даня, какого размера логические блоки? (большие и маленькие) Да!
-Как блоки различаются по толщине, нам скажет Артем. (толстые и тонкие) Хорошо!
-Чтобы гости не заблудились, я напоминаю, что мы всегда читаем и ведем отсчет слева направо.
-Вот прибыл первый гость: большой, толстый, желтый треугольник (дети находят в наборе логический блок с указанными признаками). Покажите мне его. …
- Он займет квартиру на 2 этаже третью по счету. … (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
- Вторым приехал большой тонкий синий круг, его квартира 1-я на 3-ем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Ребята, появилась целая компания гостей. Маленький тонкий синий квадрат будет жить во второй квартире на 1 этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Большой тонкий красный квадрат заселился в третью квартиру на третьем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на втором этаже в квартире №2. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-А большой толстый желтый квадрат заселился в первую квартиру на первом этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
(клетки заполняются таким образом, чтобы осталось по одной свободной на каждом этаже и чтобы прослеживалась закономерность по какому-либо признаку: размер, толщина, цвет, форма).
4 этап: Зарядка для глаз-30сек.
-Наши глазки долго и внимательно смотрели, нам помогали, а теперь мы о них позаботимся – сделаем зарядку («рисуем» глазами геометрические фигуры, чередуя с быстрым морганием, зажмуриванием, в конце – «Утюжок»)
5 этап:Физминутка «Как живешь?»-30сек.
-Ребята, вставайте на ноги, покажите, как вы живете.
- «Как живешь? – Вот так! Дети выставляют руку вперед, большой палец вверх.
Как идешь? – Вот так! Шагают на месте.
Как стоишь? – Вот так! Встать прямо, руки прижать к туловищу,
Как бежишь? – Вот так! Бег на месте.
А как спишь? – Вот так! Положить ладони под щеку, закрыть глаза.
Как шумишь? – Вот так! Попрыгать, хлопая в ладоши.
А молчишь? – Вот так! Приложить палец к губам. (Повтор 2 раза)
-Вижу, замечательно живете!
6 этап: Проблемная ситуация «Найди закономерность» - 5 мин.
Вос. : –Ребята, присаживайтесь на место. …
- В доме остались свободные квартиры. Заселите их так, чтобы по горизонтали у всех жильцов был хотя бы один общий признак, т. е на каждом этаже жильцы должны быть чем-то похожи.
- Какие будут предложения? Даня? …там тонкий блок, потому что остальные здесь тонкие) Даня, скажи точнее адрес: на третьем этаже… Даня отвечает полным ответом (На третьем этаже я поселю тонкого жильца, потому что остальные здесь тонкие). Дети предлагают способы заполнения клеток. На втором этаже –желтые, на первом – квадратные. Молодцы! Отлично справились с заданием! Особенно нам помогли…
-Ребята, нравится вам помогать Фее? (Да) Тогда следуйте за мной!
7 этап: Д/и «Цифры заблудились»- 3мин.
Дети с педагогом переходят на ковер. На столе разложены карточки с цифрами от 1 до 10 картинкой вниз. (по количеству детей).
Вос. : –Ребята, сейчас вам предстоит новое испытание. Каждый возьмет себе карточку с цифрой, по команде нужно построиться по порядку, называя свой порядковый номер.
- Задание понятно? Начали! Дети выбирают карточку, называют свой порядковый номер, находят свое место в числовом ряду. (пересчет от 1 до 10 - 2-3 ребенка)
- Молодцы! А теперь разойтись, построиться в обратном порядке! Дети выполняют задание, стоят в шеренге. (пересчет от 10 до1)-2-3 ребенка. (Ребенок называет свою цифру и поворачивается к детям)
Вос. :Правильно выполнено задание? (ответы детей)
- Шаг вперед тот, у кого число, которое больше 5 на 1. Смелее, решительнее, Даша, ты все верно делаешь. Ребенок с цифрой 6 на карточке делает шаг вперед.
- Шаг вперед тот, у кого число, которое меньше 10 на 1…
- число, которое стоит между 7 и 9…
- соседи этого числа 3 и 5. Молодцы!
8 этап: Динамическая д/и «Роботы»-2мин.
-Ребята, хотите стать роботами? … А почему? (Они непобедимые…роботы сильные.) Правильно, а еще они должны четко, быстро и правильно выполнять команды на раз – два.
- Встаньте прямо, слушайте мою команду: налево! Дети выполняют команду на раз-два, поворачиваются через левое плечо, имитируя движения робота.
- Направо! Раз-два!
- Направо! Раз-два!
- Кругом! Раз-два!
- Два шага вперед! Раз-два!
- Один шаг влево! Раз-два!
-Налево! Раз-два!
Вос. : - Справились неплохо, некоторых роботов просто неправильно запрограммировали. Это легко исправить. Пора приступить к следующему заданию.
9 этап: Д/и «Игра с двумя обручами»-5мин.
На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь выбрать блок, назвать его свойства и положить так, чтобы он оказался:
-Внутри синего, но вне красного обруча;
-Внутри красного, но вне синего;
-Внутри обоих обручей;
-Вне обоих обручей.
10 этап: Подведение итогов-2мин.
-Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. А помогли вам в этом ваши знания и то, что вы были дружными, внимательными, сообразительными. Далее похвалить каждого ребенка за конкретное достижение.
1)-Ребята, вы выполнили все задания, как думаете, волшебная палочка загорится? Почему (да или нет) -Ой, ребята, смотрите! Волшебная палочка заработала!
2)-Включая палочку, воспитатель спрашивает, что нам для этого пришлось сделать?
3)-Что было для вас самым интересным? Даша? Выслушать ответы всех детей.
4)-Ребята, а что показалось вам самым трудным? ….
5)Кому вы помогали?.