Марина Столярова
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
Познавательное развитие. Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Совершенствовать порядковый, обратный счёт в пределах 10. Уточнить представления о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться в пространстве; группировать предметы по существенным признакам. Речевое развитие. Обогащать словарный запас словами: «вселенная», название планет, и др. Закрепить умение произносить слова правильно и отчётливо. Социально – коммуникативное развитие. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, обладать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; воспитывать бережное отношение к своей планете, внимательное и бережное отношение к её природе; вырабатывать взаимопомощь, чувство дружбы.
Физическое развитие. Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость, точность движений) и мыслительные процессы. Художественно-эстетическое развитие. Воспринимать и различать разнообразную музыку (музыка космоса). Уметь восхищаться красотой космического пространства.
Методы и приемы:
практические: экспериментирование, конструирование ракеты.
наглядные: ЭОР,
словесные: беседа, вопросы, загадки, артикуляционная гимнастика.
Материал и оборудование:
Презентация ЭОР, карточки – планеты, глобус, фонарик, воздушные шары по количеству детей, планшет, альбом для рисования, именные «удостоверения космонавтов» по количеству детей.
Предварительная работа:
Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе», «Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую тему; конструирование ракет из бумаги и бросового материала;, настольные игры «Танграм», «Тико».
Ход НОД.
1. Вводная беседа.
Воспитатель:- 12 апреля все празднуют День космонавтики.
- А кто же полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). (слайд ЭОР - портрет Ю. А. Гагарина). С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
- Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем –Земля. Земля круглой формы)
- Ребята, отгадайте загадку:
«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
- Что такое солнце?
- Что движется (планеты). Сколько их? (9 планет).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности. (ЭОР)
2. Упражнение «Космические планеты». (дети выбирают карточку с планетой и начинают инрать) «По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз … Меркурий, два … Венера, три … Земля, четыре … Марс,
пять … Юпитер, шесть … Сатурн, семь … Уран. За ним … Нептун,
он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом и, девятая планета
под названием Плутон».
3. Беседа о Луне.
- У Земли есть спутник. Отгадайте загадку: «Ночь уже не так темна, если светит нам она». (Луна) (слайд ЭОР)
- Что такое Луна? (Луна ни звезда и не планета, а большой каменный шар. Луна – это естественный спутник Земли. Она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Луна является единственным небесным телом вне Земли, на котором побывал человек. Поверхность луны неровная, в кратерах. В зависимости от позиции по отношению к Земле и Солнцу, освещающему Луну, она нам кажется круглой, разрезанной пополам или в форме полумесяца. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить).
4. Эксперимент «Вращение Земли вокруг солнца». (в качестве Солнца настольная лампа (фонарик, в качестве Земли – глобус). Детям предстоит определить разницу освещенности глобуса под воздействием Солнца и подумать, где на Земле день, а где ночь. (слайд ЭОР)
5. Беседа о звездах.
- Отгадайте еще загадку: «Белые цветочки на синем платочке. Вечером расцветают, а утром увядают». (Небо и звезды)
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
- Если поздним вечером или ночью посмотреть на небо, мы увидим там маленькие светящие точки. Это звезды. На самом деле звезды очень большие, но они расположены очень далеко, и поэтому нам кажутся очень маленькими. (слайд ЭОР)
- Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем
5. Гимнастику для наших глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Справа, слева, наверху.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
- Ребята, а можно ли сосчитать звезды на небе? Почему?
- Великий русский ученый М. В. Ломоносов сказал так: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна».
- Ребята, вы, наверное, наблюдали поздним вечером как падают звезды на небе. Как называется это явление? (звездопад). А какая есть такая примета – если увидишь на небе падающую звезду? (надо быстро загадать желание и оно обязательно сбудется).
(падает звезда) Посмотрите, кажется, к нам с неба упала звезда. Давайте загадаем желание. (хотим полететь в космос).
- Чтобы отправиться в космос, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку и стать космонавтом. А кто такой космонавт? (профессия человека, который летает в космос и изучает космическое пространство, проводит эксперименты и т. д. – ответы детей)
- Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).
- А вы, ребята, хотите быть космонавтами?
- Тогда давайте потренируемся.
6. Физкультминутка «Космонавт».
«Чтобы сильным стать и ловким, (основная стойка)
Начинаем тренировку.
Раз, два - выше голова, (голову вверх, выпрямиться)
Три, четыре - плечи шире. (свести лопатки)
Отправляемся в полет, (ходьба на месте)
В невесомости плывем. (руки в стороны, вращение туловища)
В небе ясном солнце светит, (свести руки перед собой, сделав круг) Космонавт летит в ракете. (развести руки в стороны, развести ноги – фигура «Звезда»)
А внизу леса, поля – (вернуться в основную стойку)
Расстилается земля. (наклониться вперед, поочередно развести руками в стороны)
Влево, вправо, вверх и вниз, (руки на пояс, повороты влево, вправо, руки вверх, руки вниз)
Вот летит ракета ввысь. (основная стойка, подняться на носки ног) Пролетая над Землей, (свести руки над головой, изобразив купол ракеты) Помахаем ей рукой. (помахать рукой)
На орбите повисим, (покачаться в стороны)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
- Дети, а на чем можно полететь в космос? (Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят. Самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух.
-А в космосе есть воздух? (нет) – В космосе состояние невесомости. - А как вы думаете, что такое невесомость? (ответы детей)
7. Давайте мы сейчас с вами проведем эксперимент "Воздушный шар".
- С помощью чего можно освоить космическое пространство? (с помощью ракеты). Давайте посмотрим на простом примере, как летит ракета в космос. (Надуваем воздушный шарик).
8. Д/игра «Собери ракету».
- А как называется профессия людей, которые создают ракеты? (инженеры- конструкторы). Сейчас мы с вами тоже будем конструкторами и построим свою ракету, на которой отправимся в полет. (дети собирают ракету из геометрических фигур «Танграм»).
- Как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли? (космодром)
- Но для того, чтобы отправиться в полет нужна специальная одежда. Как называется одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос? (Скафандр). (слайд ЭОР) (дети имитируют движения одевания скафандра)
- Итак, мы отправляемся в полет. (дети встают вокруг ракеты обняв друг друга и начинают отсчет от 1 до 10. Ракета не взлетает. Отсчет обратный от 10 до 1. Взлет. (ЭОР – взлет на ракете «От земли в космическое пространство») (Затем слайд-видео звездного космического пространства как фон).
- Предлагаю детям выйти из корабля в космос и ощутить состояние невесомости (имитация движений). А что такое невесомость? (ответы детей). В это время предлагаю послушать звуки космоса. Затем звуки переходят в космическую музыку и появляется инопланетное существо (Марсианка).
Марсианка Лу-Лу здоровается с детьми на своем марсианском языке и предлагает детям выучить слова «здравствуйте» - ЗИТИ и «до свидания» - ДЫН.
9. Проводится игра на подвижность артикуляционного аппарата марсианское стихотворение «Кис бин» : Кис бин мики, дин лин рики, туки буми луки, дани мани буки. (дети проявляют фантазию в переводе с марсианского языка)
10. Д/и «Найди лишнее». Цели: — развивать логическое мышление (анализ и синтез); — развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; — развивать память.
Гостья показывает детям наборы из трех, четырех картинок (слайды ЭОР). Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
11. Марсианка дарит альбом для рисования «Путешествие в космос», просит сделать фото на память. Задает вопрос: как можно передать потом фото на планету Марс (спутник, интернет). Делается фото на память. Спрашивает: - а как можно передать фото на ее планету? (дети отвечают –интернет, по спутнику) Предлагает вместе полетать по космосу и прощается с детьми (видео ЭОР «Полет в космос»). Затем дети возвращаются на Землю.
- А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие.
Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.
Динамическая пауза «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Итог (рефлексия).
Проводится анализ готовых работ.
- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята! Какие вы молодцы! (Дети составляют рассказы о своих необычных, фантазийных планетах. Готовые рисунки складываются в альбом «Наше путешествие в космос»).
Воспитатель дарит детям удостоверение космонавтов.