Марина Нестерова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Книжные мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. «Познавательное развитие» :
Познакомить детей с историей бумаги; формировать первичные представления о свойствах бумаги: мнётся, рвется, размокает.
2. «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД „Книжные мастера“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. «Речевое развитие» :
Развивать диалогическую форму речи, словарь детей.
4. «Художественно-эстетическое развитие» :
Стимулировать к самостоятельной конструктивной деятельности.
5. «Физическое развитие» :
Формировать потребность в двигательной активности.
Методы и приемы (методика О. В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска») :
- практические: эксперимент, конструирование
- наглядные: рассматривание
- словесные: беседа, вопросы
Материалы и оборудование: сундучок с книжными листочками; камень, глиняная дощечка, береста, образцы видов бумаги; мелки; ёмкость с водой; на каждого ребёнка прямоугольный лист бумаги, клей.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровая ситуация
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Двигательная Физкультминутка
Коммуникативная Беседы, вопросы
Конструирование Изготовление книги
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
В группу входит Сказочница Арина с сундучком, предлагает послушать сказку; из сундучка достаёт остатки книги - потёртые от времени листочки. Дети здороваются.
Рассматривают старые книжные листочки, убеждаются, что книга испорчена, читать её нельзя. Мотивация детей к предстоящей деятельности.
Постановка проблемы: куда записывать новые сказки?
Воспитатель выясняет у детей, из каких материалов можно сделать книгу, чтобы Сказочница Арина могла записывать новые сказки. Сопереживают Сказочнице Арине. Отзываются на её просьбу о помощи – нужно изготовить новую книжку, чтобы Арина смогла записать в неё свои сказки.
Дети предлагают варианты ответов (картон, бумага, ткань)
Принимают и осознают цель.
Выясняются начальные представления детей о книгах.
Воспитатель показывает камень, рассказывает, что раньше люди вместо бумаги использовали камень – высекали на нем буквы; предлагает детям подумать и сказать, удобно ли на нем писать, почему? Выполнение познавательно-исследовательских действий с камнем : берут камень в руки, рассматривают, рассуждают, отвечают на вопросы.
Дети делают вывод: камень твёрдый, тяжелый, неудобный для письма, книги из камня не получится.
Воспитатель показывает второй предмет - глиняные дощечки, предлагает сравнить с камнем. Выполнение познавательно-исследовательских действий с глиняными дощечками: сравнивают, определяют свойства: мягкая, хрупкая
Дети делают вывод, что глина легче камня, писать на ней удобнее, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу.
Воспитатель знакомит с берестой – в Древней Руси писали на бересте, предлагает из неё сделать обложку для книги. Выполнение познавательно-исследовательских действий с берестой : дети пробуют сложить бересту – береста ломается, хрупкая.
Дети делают вывод: береста для книги не подходит.
Воспитатель рассказывает о первой бумаге из Китая, обращает внимание на современные листы бумаги. Спрашивает детей, как используют бумагу и можно ли сделать из бумаги книгу. Рассматривают листы бумаги, отвечают на вопросы (на бумаге пишут, рисуют; из неё делают тетради, альбомы для рисования, газеты, журналы, книги).
Познакомились с историей бумаги, выбрали материал для изготовления книги.
Воспитатель предлагает больше узнать о бумаге, провести опыт. «Бумага, её свойства и качества» - обращает внимание на емкость с водой, что будет происходить с бумагой, если её намочить. Под руководством взрослого кладут лист бумаги в воду, наблюдают за тем, как размокает бумага. Дети мнут бумагу- мнётся; рвут её – бумага рвётся; шуршит, шелестит. Бумага гладкая, тонкая, непрочная. Делают выводы – бумага боится воды, быстро намокает, рвется. Получили наглядные представления о свойствах бумаги, расширили словарный запас.
Проводит физкультминутку Выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть заранее приготовленные материалы и приступить к изготовлению книги, просит подумать детей, что и как нужно делать. Дети подбирают материал, обсуждают последовательность работы, складывают листы бумаги пополам, совместно с воспитателем склеивают книгу. Проявляют творческую активность.
Воспитатель обращает внимание Сказочницы на книгу, которую изготовили для неё дети и просит детей рассказать Арине о правилах обращения с книгами. Дети объясняют Сказочнице Арине, как нужно обращаться с книгой - не рвать, не пачкать, не мочить, не сгибать листочки, потому что бумага – не прочный материал, быстро рвется и мнется, легко намокает. С книгой нужно быть очень аккуратным. Закрепление полученных знаний о свойствах бумаги.
Сказочница Арина благодарит детей за книгу, за интересные знания о бумаге, обещает беречь книгу и прийти к детям с новой сказкой. Прощаются со Сказочницей Ариной, приглашают её в гости, обещают помочь, если будет нужно. Желают ей написать интересные сказки. Получили удовлетворение от своей деятельности.
Физкультминутка
Мы немножечко устали
И свободно быстро
дружно встали
Руки вверх мы поднимаем
А потом их опускаем
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели.