Лидия Пигунова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
2. Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
3. Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов; бумага : оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, санитарная (салфетка, туалетная бумага, альбомная, копировальная; предметы, изготовленные из бумаги; карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Ход занятия
В. (звучит музыка) Показывает детям бумажного человечка. Человечек не обычный. А чем он необычен? (сделан он из бумаги)
Человечек непрочный, человечек бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
В. Ребята, весёлый бумажный человечек приглашает нас отправиться в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? Тогда смелее в путь.
В. Давайте закроем глазки и немного помечтаем, как же будет выглядеть наша бумажная страна. (ответы детей)
В. Начнем мы своё путешествие с истории появления бумаги.
В. Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?
В. Интересный вопрос. Не побывав там, где придумали бумагу, мы не поймем, как она к нам пришла.
В. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый Джин. (дети садятся на ковер)
В. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течение многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Греции.
В. Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой,
В. Взлетаем и летим дальше. Приземляемся. Египет. В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и сворачивали в трубку. Длина склеенных полосок достигала сто шагов (показ картинки - папирус). В городе Пергам придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали? (Показывает картину телят и овец)
В. Стоил пергамент дороже папируса, т. к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома.
В. Летим дальше. (Дети садятся на ковер)
В. Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.
В. Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?
Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.
В. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. (Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.) Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. Чтобы бумага была белой, гладкой, плотной добавляют серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.
В. Наше путешествие в прошлое закончилось. Возвращаемся обратно.
В. Присаживаемся на стульчики и весёлый человечек хочет вас познакомить с видами бумаг. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся ли бумага одинаковая?
Дети: Нет.
В. Поиграем в игру «Найди такой же листочек, как я». Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов : оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, санитарная, альбомная, копировальная). Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т. д.
В. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?
В. Бумага нужна для получения нескольких копий одного и того же изображения. Давайте, исследуем эту бумагу.
(Совместно с детьми делаем вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая «матовая» - без краски).
В. Я нарисую рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
В. Сколько рисунков у вас получилось? (ответы детей)
В. Поиграем в игру «Бывает, не бывает». Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном, неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами. А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
В. Есть такие виды бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, есть бумага тоньше человеческого волоса.
В. Какие свойства бумаги вы знаете?
Дети: Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.
В. Как мы должны относиться к бумаге? (ответы детей)
В. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасём деревья. Помните об этом.
В. Наше путешествие подошло к концу. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
В. Пока вы делились своими впечатлениями о путешествии, бумажный человечек быстро нарисовал человеческие фигурки и просит вас изобразить своё настроение во время путешествия.
В. (звучит музыка) Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.