Дарья Рыгалова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:Лукиных Ю. Г.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.
Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах.
2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
3. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
2. Развивать наблюдательность.
3. Учить отгадывать загадки.
4. Способствовать развитию любознательности;
Воспитательные задачи:
1. Продолжать воспитывать культуру поведения: формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение работать в паре, учитывать мнение партнера.
2. Воспитывать экологическую культуру.
3. Воспитывать актуальность при работе.
Активизация словаря – активизировать в речи детей слова: научная лаборатория, эксперимент, состояние воды: жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние (испарение).
Оборудование и материалы: подносы, таз с водой, марля, аудио-магнитофон, флеш-карта, музыкальное сопровождение: песня "Виноватая тучка", жетоны "Капелька" (по количеству детей).
Раздаточный материал: прозрачные пластмассовые стаканчики, одноразовые стаканчики, ложки одноразовые чайные; доски пластиковые, сахар, вода, салфетки.
Демонстрационный материал: глобус, макет капельки пластмассовый,, схемы «Свойства воды».
Предварительная работа:
Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
1. Проведение экспериментов с водой.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»
4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5. Наблюдение за водой на прогулке.
6. Организация совместной выставки рисунков детей по теме «Вода».
Место проведения: групповое помещение.
Предварительная работа: занятия по блоку «Вода», беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Круговорот воды в природе», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке».
Методические приемы: беседа, использование ИКТ, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность, загадки, сюрпризный момент, игра.
Первая часть: (информационно-познавательная)
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
- Я вам предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. (В центре круга глобус накрыт большой салфеткой).
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые открывают новые открытия, познают, проводят различные опыты и конечно экспериментируют.
- А как вы думаете, где они работают? (в научной лаборатории)
- И, конечно же ученые соблюдают правила безопасности, работая в лаборатории?
- У нас в группе тоже организована небольшая лаборатория, в которой мы с вами будем экспериментировать. Вы согласны? Ну тогда вот вам первая загадка.
Загадка:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
Его ты можешь с собой унести
По всей планете руками пройти (глобус)
(после загадки детей посадить на стулья)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде.
- Посмотрите, на нем можно увидеть все цвета радуги. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый.) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- А вы знаете в каком виде встречается вода в природе? Тогда отгадайте еще мои загадки.
Загадки
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг! (дождь)
2. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
3. Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед)
4. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали (роса)
5. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
6. Шапки серые плывут
На прохожих дождик льют (тучи)
- Все эти загадки о воде.
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы детей)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и парообразной или газообразной.
- И сегодня, мы продолжим с вами разговор о воде.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
-Ребята, к нам пришла еще одна важная гостья, помните, мы с вами говорили о круговороте воды в природе, так вот, этот гость важный элемент в круговороте воды. Вы уже догадались кто это? Да, это капелька, она будет с нами на протяжении всей нашей деятельности. А для того, чтобы у нас с вами эксперименты с водой прошли успешно, давайте ненадолго превратимся в маленьких капелек.
Воспитатель (вместе с детьми произносит считалку-превращение) :
Чтобы превратиться вдруг, Соберемся дружно в круг
Побежим как ручейки мы подальше от реки
Один, два, три…Стали капельками мы.
- Ну, а теперь, приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы» - Возьмите стаканчик с водой и перелейте в другой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (ответы детей).
- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
- А еще, ребята, когда вы перелили воду в другой стакан, какую форму вода приняла? (стакана). А теперь перелейте воду в те емкости, которые стоят у вас на столах (колба, блюдце). Какую форму приобрела вода? Если воду перелить в чайник, кастрюлю, блюдце, бочку и в другие сосуды, то как вы думаете, какую форму она приобретет? (ответы детей).
- Совершенно верно, вода приобретет форму тех сосудов, в которую ее нальют. Значит отсюда можно сделать вывод, что вода своей формы не имеет.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы.
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой в руки.
- Ваши пальчики видны сквозь воду? (Ответы детей)
- Поднимите стаканчики на уровень ваших глаз, посмотрите сквозь стаканчики друг на друга. Видите друг друга? (да). А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно).
- Какой здесь можно сделать вывод? (Ответы детей). Вода - прозрачная.
Вывод: вода –бесцветная и прозрачная.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей).
- А теперь давайте положим в воду постороннее вещество. Возьмите ложечки, зачерпните и насыпьте ровно одну ложку. Теперь размешайте и попробуйте на вкус. Есть ли у него, вкус? (Ответы детей).
- Какая вода на вкус? (Сладкая). Значит мы добавили в нее что? (Сахар).
Что же можно сказать о воде? Вода приняла вкус сахара, т. е. растворила сахар. Значит вода может растворять различные вещества.
Вывод: Вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Вода - растворитель.
- Ребята, совершать открытия - очень трудное дело, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Виноватая тучка”
(звучит песня Д. Тухманова и группы"Непоседы" - "Виноватая Тучка")
1куплет: - Представьте, что на небе висит тучка черная-черная. И вот эта тучка рассердилась и заплакала, пошел дождик и маленькие капельки посыпались с неба. Где наши маленькие капельки? (дети прыгают).
2 куплет: - Капельки собираются в лужи, лужи стекаются в ручейки (дети собираются в пары, идут змейкой).
3 куплет: - Ручейки собираются вместе и стекаются в большую реку. (дети собираются в круг, идут по кругу).
4 куплет: - Течет широкая полноводная река, не видно даже берегов (дети продолжают идти по кругу, но медленнее).
5 куплет: - Но вдруг выглянуло солнышко, стало пригревать все сильнее и жарче. И маленькие капельки, в виде пара стали подниматься снова вверх на небо (дети тянут руки вверх).
А теперь, взгляните на небо, попрощайтесь с тучкой. Давайте глазками поищем тучку - влево, вправо; влево, вправо по всему небосводу. Нашли? Тогда помашем ей рукой, попрощаемся с тучкой.
- Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.
Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы»
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Тазик с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия
А сейчас, я вам предлагаю пройти к своим столам и вспомнить какие эксперименты мы с вами проводили.
- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.
А, Капелька хочет подарить вам на прощание свое изображение, чтобы вы о ней не забывали.