Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой» (8 фото)

Дарья Рыгалова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель:Лукиных Ю. Г.

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.

Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды.

Задачи:

1. Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах.

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

3. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах

1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

2. Развивать наблюдательность.

3. Учить отгадывать загадки.

4. Способствовать развитию любознательности;

Воспитательные задачи:

1. Продолжать воспитывать культуру поведения: формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение работать в паре, учитывать мнение партнера.

2. Воспитывать экологическую культуру.

3. Воспитывать актуальность при работе.

Активизация словаря – активизировать в речи детей слова: научная лаборатория, эксперимент, состояние воды: жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние (испарение).

Оборудование и материалы: подносы, таз с водой, марля, аудио-магнитофон, флеш-карта, музыкальное сопровождение: песня "Виноватая тучка", жетоны "Капелька" (по количеству детей).

Раздаточный материал: прозрачные пластмассовые стаканчики, одноразовые стаканчики, ложки одноразовые чайные; доски пластиковые, сахар, вода, салфетки.

Демонстрационный материал: глобус, макет капельки пластмассовый,, схемы «Свойства воды».

Предварительная работа:

Беседа о воде, ее роли в жизни человека.

1. Проведение экспериментов с водой.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»

4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5. Наблюдение за водой на прогулке.

6. Организация совместной выставки рисунков детей по теме «Вода».

Место проведения: групповое помещение.

Предварительная работа: занятия по блоку «Вода», беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Круговорот воды в природе», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке».

Методические приемы: беседа, использование ИКТ, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность, загадки, сюрпризный момент, игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

- Я вам предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. (В центре круга глобус накрыт большой салфеткой).

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые открывают новые открытия, познают, проводят различные опыты и конечно экспериментируют.

- А как вы думаете, где они работают? (в научной лаборатории)

- И, конечно же ученые соблюдают правила безопасности, работая в лаборатории?

- У нас в группе тоже организована небольшая лаборатория, в которой мы с вами будем экспериментировать. Вы согласны? Ну тогда вот вам первая загадка.

Загадка:

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

Его ты можешь с собой унести

По всей планете руками пройти (глобус)

(после загадки детей посадить на стулья)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде.

- Посмотрите, на нем можно увидеть все цвета радуги. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый.) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- А вы знаете в каком виде встречается вода в природе? Тогда отгадайте еще мои загадки.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»

Загадки

1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг! (дождь)

2. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

3. Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед)

4. Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали (роса)

5. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

6. Шапки серые плывут

На прохожих дождик льют (тучи)

- Все эти загадки о воде.

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы детей)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и парообразной или газообразной.

- И сегодня, мы продолжим с вами разговор о воде.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

-Ребята, к нам пришла еще одна важная гостья, помните, мы с вами говорили о круговороте воды в природе, так вот, этот гость важный элемент в круговороте воды. Вы уже догадались кто это? Да, это капелька, она будет с нами на протяжении всей нашей деятельности. А для того, чтобы у нас с вами эксперименты с водой прошли успешно, давайте ненадолго превратимся в маленьких капелек.

Фото «Путешествие с капелькой»

Воспитатель (вместе с детьми произносит считалку-превращение) :

Чтобы превратиться вдруг, Соберемся дружно в круг

Побежим как ручейки мы подальше от реки

Один, два, три…Стали капельками мы.

- Ну, а теперь, приступим к нашему исследованию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе - фото

Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы» - Возьмите стаканчик с водой и перелейте в другой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (ответы детей).

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

- А еще, ребята, когда вы перелили воду в другой стакан, какую форму вода приняла? (стакана). А теперь перелейте воду в те емкости, которые стоят у вас на столах (колба, блюдце). Какую форму приобрела вода? Если воду перелить в чайник, кастрюлю, блюдце, бочку и в другие сосуды, то как вы думаете, какую форму она приобретет? (ответы детей).

- Совершенно верно, вода приобретет форму тех сосудов, в которую ее нальют. Значит отсюда можно сделать вывод, что вода своей формы не имеет.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы.

Фото №1 Воспитатель Лукиных Ю

Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой в руки.

- Ваши пальчики видны сквозь воду? (Ответы детей)

- Поднимите стаканчики на уровень ваших глаз, посмотрите сквозь стаканчики друг на друга. Видите друг друга? (да). А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно).

- Какой здесь можно сделать вывод? (Ответы детей). Вода - прозрачная.

Вывод: вода –бесцветная и прозрачная.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей).

- А теперь давайте положим в воду постороннее вещество. Возьмите ложечки, зачерпните и насыпьте ровно одну ложку. Теперь размешайте и попробуйте на вкус. Есть ли у него, вкус? (Ответы детей).

- Какая вода на вкус? (Сладкая). Значит мы добавили в нее что? (Сахар).

Что же можно сказать о воде? Вода приняла вкус сахара, т. е. растворила сахар. Значит вода может растворять различные вещества.

Вывод: Вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Вода - растворитель.

Фото №2 Форма обучения нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности

- Ребята, совершать открытия - очень трудное дело, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Виноватая тучка”

(звучит песня Д. Тухманова и группы"Непоседы" - "Виноватая Тучка")

1куплет: - Представьте, что на небе висит тучка черная-черная. И вот эта тучка рассердилась и заплакала, пошел дождик и маленькие капельки посыпались с неба. Где наши маленькие капельки? (дети прыгают).

2 куплет: - Капельки собираются в лужи, лужи стекаются в ручейки (дети собираются в пары, идут змейкой).

3 куплет: - Ручейки собираются вместе и стекаются в большую реку. (дети собираются в круг, идут по кругу).

4 куплет: - Течет широкая полноводная река, не видно даже берегов (дети продолжают идти по кругу, но медленнее).

5 куплет: - Но вдруг выглянуло солнышко, стало пригревать все сильнее и жарче. И маленькие капельки, в виде пара стали подниматься снова вверх на небо (дети тянут руки вверх).

А теперь, взгляните на небо, попрощайтесь с тучкой. Давайте глазками поищем тучку - влево, вправо; влево, вправо по всему небосводу. Нашли? Тогда помашем ей рукой, попрощаемся с тучкой.

Фото №3 Цель совершенствовать представления детей о свойствах воды

- Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы»

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Тазик с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

Фото №4 Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

А сейчас, я вам предлагаю пройти к своим столам и вспомнить какие эксперименты мы с вами проводили.

- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.

А, Капелька хочет подарить вам на прощание свое изображение, чтобы вы о ней не забывали.

Фото №5 Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов закреплять умение работать с лабораторной посудой соблюдать необходимые меры безопасности
Публикации по теме:

«Камни — дети Земли». Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе«Камни — дети Земли». Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Длительность: краткосрочный (двухнедельный). Образовательные области: познание, художественное.

Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История родника» Цель: познакомить детей с историей родника. («Лёгкий») Задачи: Образовательные: Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных.

Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Путешествие с капелькой» Цель занятия: Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса. ЗАДАЧИ: Образовательные задачи: познакомить.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Цель: расширять представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, использовании человеком; познакомить детей с копировальной бумагой, с.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Цели: 1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека. 2. Познакомить.

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию) Тема: «Измерение объема» Программные задачи: 1. Формировать представления детей об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Здоровая улыбка» в старшей разновозрастной группе Цель занятия: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»
Опубликовано: 6 июля 2015 в 02:49
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Рыгалова (УИ 40546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД