Динара Щеглова
Конспект НОД по экспериментированию с художественными материалами и инструментами «Поможем жителям Радужной страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема: «Поможем жителям Радужной страны»
Цель: создание условий для обогащения сенсорных представлений детей и экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о способах доставки почты;
Актуализировать знания о цветах радуги и их последовательности, способе получения оранжевого цвета;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с художественными материалами и инструментами „Поможем жителям Радужной страны“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Формировать представления о способе получения цветов спектра с помощью смешивания красок;
Способствовать освоению детьми техники рисования по мокрому листу;
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, творческое воображение;
Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности, умение выполнять действия в соответствие со схемой;
Содействовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, художественно-творческих способностей детей;
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, желание помогать окружающим.
Дидактические материалы и оборудование : конверт с письмом, изображение радуги с недостающими цветами, схемы, крупные бусины по цветам радуги; палитры, кисти, гуашевые краски (красная, желтая, синяя, белая, стаканы с водой, губки, сложенные пополам силуэты бабочек – на каждого ребенка.
Краткая аннотация к работе: В данной образовательной ситуации представлен опыт работы по обогащению сенсорных представлений детей на основе системно-деятельностного подхода. С помощью художественного экспериментирования (смешивания красок) дети узнают о получении основных цветов спектра и используют данное знание в практической деятельности (рисование по мокрому листу).
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Вы когда-нибудь получали письма? Как письма попадают к получателю? Кто приносит письма?
- Сегодня в детский сад пришло письмо, на конверте написано «Детям средней группы № 5», значит это вам.
Воспитатель вместе с детьми открывают конверт и читают письмо:
Дорогие ребята! Пишут вам жители Радужной страны. У нас случилась беда. Раньше в нашей стране все было разноцветное и дома, и машины, и радуга. Но злой волшебник Черный цвет заколдовал цвета на нашей радуге и теперь на ней остались только красный, желтый и синий цвет. Помогите нам ребята, если сможете, вернуть все цвета на радуге, чтобы наша страна снова стала радужной.
- Хотите помочь жителям Радужной страны? А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления детей о цветах радуги;
2) закрепить представление о получении оранжевого цвета с помощью смешивания красок;
- Посмотрите в конверте еще есть фотография радуги. Давайте вспомним, какие цвета должны быть у радуги и каких цветов на радуге не хватает?
Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение радуги, определяют, каких цветов на ней не хватает.
- Как мы можем получить другие цвета радуги? (смешать краски)
- У меня есть краски трех цветов, которые остались на радуге – красная, желтая и синяя. Какие цвета радуги мы можем получить с помощью этих цветов?
Дети вспоминают, как получить оранжевый цвет, смешивают желтую и красную краску на палитре.
- Можем мы теперь нарисовать на радуге оранжевый цвет?
Педагог дорисовывает на радуге оранжевую полоску.
3. 3атруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) развивать речь, мышление.
- Какие еще цвета нам нужно вернуть на радугу? (зеленый, фиолетовый и голубой)
- Как мы можем получить эти цвета радуги? (смешать краски)
- Какие краски нужно смешать? (ответы и предположения детей)
- Можете вы точно сказать, как получить остальные цвета радуги? (нет)
- Если мы не знаем, то как можем узнать? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться)
- Давайте попробуем догадаться сами, проходите в нашу лабораторию.
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1) сформировать представления о способе получения зеленого, фиолетового и голубого цвета с помощью смешивания красок;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Дети садятся за столы. На столах краски трех цветов – красная, желтая, синяя, баночки с водой, палитры,кисти.
- Мы уже знаем, как получить оранжевый цвет: в красную краску добавить желтую.
На мольберте схема:
+ =
- Какие краски мы еще можем смешать? (желтую и синюю, красную и синюю)
На мольберт выставляются схемы:
+ =
+ =
- Нам нужно узнать, какие цвета получатся, если смешать желтую и синюю, красную и синюю краску.
Дети смешивают краски и делают выводы. На схемах открываются нужные цвета.
- Давайте дорисуем недостающие цвета на радуге.
- Какого цвета на радуге еще не хватает? (голубого)
- Знаем мы как получить голубой цвет? (нет)
- С каким цветом дружит голубой цвет? (с синим)
- Значит, какой цвет нам поможет? (синий)
На мольберт выставляется схема:
+ =
- Как вы думаете, какой цвет нужно добавить, чтобы получить голубой?
Если дети не догадываются предложить помощника – белый цвет.
Дети смешивают синий и белый цвет.
- Дорисуем последний недостающий цвет на радуге. Теперь у радуги все цвета? (да)
- Краски сегодня ужасно устали,
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Физминутка. Игра малой подвижности «Радуга»
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать мышление.
- Давайте поиграем с цветами радуги.
Дети садятся в круг на ковре, держа перед собой руки, сложенные «лодочкой». Взрослый под музыку ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей цветные бусины или предметы тех же цветов, что и радуга (Как в игре «Колечко»)
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
«Радуга, появись! Радуга, покажись!»
Те дети, у кого в ладошках есть цветные бусины, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
1) закрепить алгоритм получения цветов радуги;
2) закрепить навык рисования по мокрому листу бумаги.
- Хотите еще поиграть с цветами радуги?
Дети садятся за столы. На столах – губки, краски четырех цветов (красная, желтая, синяя, белая, стаканчики с водой, силуэты бабочек из бумаги с проглаженным сгибом.
- Я вам предлагаю нарисовать для жителей Радужной страны разноцветных бабочек. Будем рисовать по мокрому листу бумаги. Давайте вспомним, как это делать.
Дети вспоминают алгоритм рисования по мокрому листу бумаги: смачиваем лист мокрой губкой, затем наносим краску.
Воспитатель объясняет алгоритм рисования в сопровождении с показом.
- Сначала смачиваем силуэт бабочки мокрой губкой. Затем на одно крыло бабочки наносим краску одного цвета, на второе крыло - краску другого цвета и складываем бабочку пополам. Как вы думаете, что произойдет с красками? (они перемешаются)
- Подумайте, какого цвета бабочку вы хотите нарисовать и выберите нужные вам цвета. Приступайте к работе.
Дети рисуют разноцветных бабочек и дорисовывают кистью усики и глазки бабочке.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Кому мы сегодня помогали? (жителям Радужной страны)
- Как мы им помогали? (помогали вернуть все цвета на радугу)
- Смогли помочь? (да) Почему смогли помочь? (вспомнили, как получить оранжевый цвет, и узнали, как получить зеленый, голубой и фиолетовый цвет)
- Когда ваши бабочки высохнут, мы их вместе со схемами положим в конверт и отправим жителям Радужной страны. Я думаю, они очень обрадуются.
Комментарии к сценарию:
Данная образовательная ситуация разрабатывалась в рамках реализации тематической недели «Радужная неделя», в процессе которой дети знакомились с цветами спектра, экспериментировали с художественными материалами и средствами изобразительной деятельности, что способствовало развитию не только художественно-творческих способностей, но и познавательно-исследовательских умений дошкольников.
Согласно ФГОС дошкольного образования мы ориентировались на формирование предпосылок учебной деятельности в специфических для детей данной возрастной группы формах, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности и творческой активности.
В основу организации образовательной ситуации положена технология деятельностного метода. Взаимодействие с детьми происходило с учетом системы дидактических принципов: психологической комфортности, деятельности, минимакса, непрерывности, творчества. Были созданы условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, самостоятельного поиска способа выхода из проблемной ситуации, создания ситуации успеха в применении нового знания в практической деятельности, а также осмысления и выявления результата своей деятельности (получение цветов радуги путем смешивания красок, а также творческого продукта – разноцветные бабочки).
Использованная литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. «Мир открытий». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
3. «Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.