Зульфия Курбаналиева
Занятие с элементами ТРИЗ «Поможем лесным жителям» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на категорию с элементами ТРИЗ. Поможем лесным жителям. В старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Задачи:
• Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.
• Формировать элементарные представления о происхождении животных и растений. Расширять представления детей о многообразии экосистемы лес.
Публикация «Занятие с элементами ТРИЗ „Поможем лесным жителям“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие, развитие речи, художественно эстетическое развитие.
Оборудование и материалы: Презентация, фонограмма утренний лес, карточки от д/и «Правила поведения в природе», мольберт, классификация объектов живой природы по методике ТРИЗ, наборное полотно, картинки с изображением животных для игры «Пищевые цепочки», картинки для игры «Системный оператор», разрезные картинки для «Фантастического животного»,бумага формат А 4, ножницы, клей, воздушные шары с цифрами, конверты для заданий, силуэты диких животных.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята сегодня мне на электронную почту пришло письмо, открыв его я услышала послание. «Послушайте ребята!»
Слайд 1
Здравствуйте дорогие ребята! Мы лесные жители и в наш лес пришла беда. Злой леший похитил наших родителей и все лесные жители остались без взрослых, что нам делать? Как нам быть? Мы просим вас помочь найти родителей. «Спешите ребята!»
Воспитатель. - Ну, что ребята поможем им? (ответы детей)
Ребята, а как нам попасть в лес кто подскажет? (ответы детей)
Воспитатель. - У меня есть вот такой волшебный тоннель, поспешим. Сначала пройду я, а затем вы.
Вот мы и в лесу!
Слайд 2
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь: мы свои. Входит Леший.
Леший. – Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? (Ответы детей)
Дети: Мы пришли помочь нашим друзьям, ты спрятал их родителей, а они их ищут.
Леший. - Я не люблю детей все вы одинаковые! Вы не умеете вести себя в лесу! Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. И эти малыши шумели и не слушали родителей. Вот я и решил их наказать. И вы уходите по - добру по-здорову из моего леса!
Воспитатель: Леший, наши ребята знают правила поведения в лесу. Они любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Леший. - Ну ладно, можете остаться. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. В моём волшебном лесу я расставил знаки это воздушные шары, в них я спрятал задания. Найдите и выполните их. И если вы все, сделайте правильно, я освобожу родителей этих малышей.
Леший. – Запомните, ребята, старайтесь придерживаться правил поведения в лесу и их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения. Но я все равно за вами буду наблюдать.
(На столе разложены задания в конверты, на них обозначены кружочки, а на шаре цифра, дети лопают шар достают инструкцию к заданию, выполняют задание.) цифра на шаре должна соответствовать кругам на конверте.
Дети берут со стола карточки и объясняют их.
Воспитатель. - Ну что начнем! Доставайте шарик!
Задание Лешего 1: В конверте картинки расскажите, что нарисовано на них и почему так нельзя, поступать?
Правило 1. Нельзя шуметь! (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)
Правило 2. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора : веточки, иголочки.)
Правило 3. Не оставляйте надписи на деревьях.
Правило 4. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде?
Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)
Правило 5. Не оставлять не затушенные костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные).
Правило 6. Не оставляйте после себя мусор! (Полиэтилен и металлические банки очень долго разлагаются. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)
Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных. Не вырывать с корнями цветы.
Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город. (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)
Правило 9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом: в него может попасть молния!
Дети достают второй шар и там описание задания
Задание Лешего 2: Перед нами картинки на них изображены объекты природы, вы должны расставить их, что было с этим объектом раньше, что будет, с этим объектом, из каких частей состоит и частью чего является.
Дети достают третий шар и там описание задания
Воспитатель: Ребята леший нам пишет. –
Задание Лешего 3: Это волшебный лес, и вчера прогуливался по нему я встретил фантастическое животное, изобразите его. Придумайте ему имя и, чем оно может питаться. Посмотрим, что же в конверте. В этом задании части животных. Что это ребята? (голова, хвост). И что нам с этим делать?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы мы справились.
Воспитатель: Следующий шар у нас под номером 4.
Задание Лешего 4: Постройте пищевую цепочку из лесных жители.
Смотрите, на картинках изображены лесные жители, знаете ли вы, кто кого ест, попробуйте построить пищевую цепочку.
Воспитатель: «Что будет, если исчезнут насекомые?» через игру «Пищевые цепочки».
(Воспитатель, зачитывает загадку, дети угадывают ее и строят цепочку.
Дети устанавливают «пищевую цепочку» : растения – насекомые – птицы, звери. Исчезновение одного вида животных или растений неизбежно влияет на всю экосистему.
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок (Гусеница)
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (Синица).
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
Всех букашек он сильней
Наш трудяга (муравей.)
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас. Бактерии
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и здесь оказались умелыми. Задания лешего мы выполнили и остался у нас еще один конверт. Вы хотите ее открыть? Ответы детей.
Задание Лешего 5: Вы дошли до этой конверта, значить со всеми заданиями вы справились и я возвращаю родителей их детям. Вы действительно знатоки природы.
(Дети открывают коробку, а там изображение силуэты диких животных)
Воспитатель: Ребята, что это такое разве это родители дикие животных это не понятно, что! (Ответы детей). (Дети отгадывает по силуэтам всех животных)
Слайд 4
Воспитатель: Мы помогли воссоединится, этим обитателям природы, а нам пора отправляться в детский сад мы вернемся туда так же через тоннель.
Дети проходят через тоннель и оказываются в детском саду.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду!
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое, задания вам больше понравилось? Какое задание вам показалось самым сложным?
Литература:
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников. - М. : «ВАКО», 2005.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2008.