Людмила Хмара
Методическое пособие «Путешествие по радужной дорожке»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие
«Путешествие по Радужной дорожке»
Автор: Хмара Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ д\с №3 «Звездочка» муниципального образования город - курорт Анапа
Представленное методическое пособие «Путешествие по Радужной дорожке» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет для формирования ознакомления с окружающим миром, экологии, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развития художественно – творческих способностей, формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Методическое пособие „Путешествие по радужной дорожке“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» декабрь 2018
Основной целью данного пособия является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, его речевых и познавательных способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, формирование мотивации к дальнейшему овладению способами и приемами познания, применению полученных знаний в самостоятельной деятельности. Игровые ситуации: "Времена года", "Когда это бывает?", «Что мы видели?»; игровые упражнения: «Разложи по цвету», «Сосчитай, сколько?», «Собери картинку по образцу»; игры-путешествия «Путешествие Колобка по сказкам», «В гостях у смешариков» мотивируют воспитанников на поиск способов решения поставленных задач.
Пособие многофункционально. Представляет собой папку раскладушку, 7 сторон которой соответствую цветам радуги и отображают 7 дней недели. В начале дорожки расположен домик, в котором живет Колобок. С ним то ребята и путешествуют по радужной дорожке. Однако возможно в домик поместить и любого другого персонажа, любимого детьми. Все детали подвижные и съёмные. Благодаря фетровой основе на макете можно располагать необходимый дидактический материал и дети самостоятельно могут менять и дополнять детали в зависимости от поставленных задач. С обратной стороны макета расположены кармашки в виде конвертов, в которых вложен необходимый наглядный материал.
Подбор материала в данном пособии охватывает темы и ситуации общения, отвечающие опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста и позволяющие формировать коммуникативные умения в различных видах деятельности. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, количеству, величине, группировать их в множества. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации, позволяют организовать индивидуальную работу с детьми по усвоению им данного материала.
С детьми ежедневно можно проводить индивидуальную работу с помощью следующих дидактических игры: «Помоги Нюше подобрать по цвету посуду (геометрические фигуры, фрукты, овощи, цветы)», «Сосчитай вместе с Копатычем цветы (насекомых, грибы, фрукты и т. д.)», «Расскажи Колобку о днях недели», «Вспомни с Колобком сказку», «Разложи вместе с Крошем картинки по порядку». Все эти игры и многие другие позволяют решать следующие задачи:
Кроме игр, данное пособие способствует развитию наблюдательности. После прогулки можно вспомнить с детьми «Что мы видели?» и поместить соответствующий материал. Можно провести с детьми беседу, например «Любимое комнатное растение» или поиграть в подвижную игру - «Светофор».
Примерное планирование на неделю
Понедельник – «В гостях у Красной шапочки». Красное яблоко на зелёной ветке, Красная смородина яблони соседка, Красная рябина, красная малина! Всё на свете красное – самое прекрасное! М. Янушкевич.
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное".
Подвижные игры: «Красная ленточка».
Упражнения на дыхание: «Красный шарик».
Беседа «Что бывает красным?»
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если не станет красного цвета?»
Просмотр мультфильма «Красная шапочка».
Отгадывание «красных» загадок.
Конструирование «Красные башенки».
Заучивание стихотворения С. Михлкова
«Если цвет зажегся красный,
Значит двигаться опасно»
Вторник - «Лиса - во всем лесу краса».
Сказки с Лисичкой – сестричкой.
Подвижная игра «Далеко-близко»
Дидактические игры «Что бывает оранжевым?», «Сосчитай апельсины».
Опыт «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, как можно воду окрасить в оранжевый цвет, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета.
Отгадывание «оранжевых» загадок.
Среда - «Солнце и репа – желтого цвета».
Жёлтый — самый яркий цвет! Словно солнце, первоцвет, Ярко-жёлтая кувшинка и в ромашке — серединка В. Черняева.
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.
Вспомним сказку «Репка» - упражнять в порядковом счете.
Отгадывание «желтых» загадок.
ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» -желтый коврик»
Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик»
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко». Тамара Маршалова
Четверг - «Путешествие Колобка по лесу».
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий.
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся – Я зеленый».
Беседа «Комнатные растения».
Чтение стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».
Просмотр презентаций: «Что зелёное вокруг?».
Отгадывание «зеленых» загадок.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы».
Дидактическая игра :"Найди и назови все зеленое".
Подвижная игра «Огуречик, огуречик…»
Сказка «Царевна – лягушка»
Пятница – «Веселый Крош».
Дидактические игры: "Найди и назови все голубое», «Каждый предмет на свое место».
Беседа: «Где можно встретить воду?»
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Просмотр презентаций: «Голубая планета»
Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов окрашено всё небо над тобою?»
Отгадывание «голубых» загадок.
Подвижные игры: «Тишина у пруда»
Суббота - «Встреча с Карычем».
Синее небо над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
М. Янушкевич
Дидактические игры: "Найди и назови все синее", «Давайте познакомимся – Я Синий», «Каждый предмет на свое место».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны».
Отгадывание «синих» загадок.
Подвижные игры: «Иди по синей дорожке, найдешь синие сапожки»
Воскресенье – «Опыты вместе с Совуньей».
Дидактические игры: "Найди и назови все фиолетовое", «Давайте познакомимся – Я фиолетовая Фиалка», «Каждый предмет на свое место» Беседа: «Где можно встретить фиалку?».
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Отгадывание «фиолетовых» загадок.
Таким образом, многофункциональное методическое пособие «Путешествие по радужной дорожке» позволяет решить множество задач:
Закрепить знание цветового спектра у детей дошкольного возраста.
Научить различать теплые и холодные тона.
Различать предметы по цвету, форме, величине и количеству.
Развивать восприятие, внимание, мышление, речь.
Разучивать наизусть стихи и загадки, рассказывать сказки.
Решать логические задачи.
Закреплять знания об окружающем мире.
Учить ориентироваться во времени.
Формировать умение ориентироваться на плоскости.
Применение данного дидактического пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.