Вера Самохина
Конспект интегрированной НОД по экспериментированию в старше-подготовительной группе «Свойства дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
"Свойства дерева"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов.
Речевые: развивать связную речь.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.
Темочки:
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Демонстрационный материал: иллюстрации деревьев (берёза, клён, дуб, рябина, конфетки с заданиями, 2 стакана (стеклянный, деревянный, брусок, молоток, гвоздь, металлическая пластина, два прыгуна.
Раздаточный материал:конверты по количеству детей, деревянные бруски, ложки, стаканы с водой.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, подведение итогов.
Ребята, посмотрите, что у меня для вас есть (конверты разных цветов). Возьмите их и посмотрите, чем они отличаются? (Цветом). Разбейтесь на команды по цветам и подойдите к столам с тем же цветом, что и ваш конверт. Теперь откройте их. Ваша задача собрать пазл из тех частей, что у вас есть. Что же у вас получилось? (Деревья). А какие? (Клён, дуб, берёза, рябина). Эти деревья очень разные, но всё же сходство в них есть. Как вы думаете какое? (У всех деревьев есть корень, ствол и крона). А что же необходимо дереву, чтобы оно выросло высоким? (Вода, свет, питательные вещества). Молодцы! Я вижу, что вы многое знаете о деревьях. А хотелось бы вам узнать о них ещё больше? Тогда я предлагаю пройти в специальную лабораторию, но сначала я вам расскажу о правилах поведения в ней.
Для того, чтобы узнать про свойства дерева нам необходимо проделать с ним опыты. Но для начала вспомним правила работы в лаборатории:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Нельзя ничего брать без разрешения старшего.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
Вы всё запомнили? Тогда теперь вы мои коллеги, а я ваш старший руководитель и в лаборатории вы всё будете делать под моим руководством. Коллеги, пройдём с вами за первый стол.
1. У нас на столах деревянные брусочки и металлические ложки. Приложите брусок к одной щеке, а ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? (Холоднее ложка). Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.
2. Теперь отложите брусок и оставьте в руках только ложку. Потрогайте её, погладьте. Какая она на ощупь? (Гладкая). Хорошо, а теперь отложите ложку и возьмите брусок. Потрогайте его. Какой на ощупь он? (Ребристый, шершавый). Вот ещё одно свойство дерева. Оно не ровное.
3. Как вы думаете, тонет ли дерево в воде или нет? Давайте проверим. Для этого возьмем брусок и опустим его в воду. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном брусочке, который находятся в воде? Он тонул или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет). Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
(Дерево не тонет в воде) Да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, плот и средства передвижения по воде. Но у нас есть не только бруски, но и монеты. Из какого материала они сделаны? (Металл). А утонет ли монета в воде? (Проверяем, монета тонет).
Молодцы. Вы хорошо потрудились. Давайте пройдём на ковёр и отдохнём немного.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики)
4. А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана: деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик? (виден). А в деревянном стакане? (нет). Значит дерево какое? (Непрозрачное).
5. Я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим, что у нас получится. Забиваю гвоздь в брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок? (да) А теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё? (нет). Значит дерево мягче металла.
6. И еще один опыт. Мы посмотрим, может ли дерево гореть. Зажжем для начала нашу свечку. Я подношу лучину к огню и что мы с вами видим? (Она загорелась) Какой из этого можно сделать вывод? (Дерево горит). Правильно, ребята. Поэтому из деревьев делают дрова, чтобы можно было топить печь или разводить костер. Но помните, что огонь детям не игрушка и с ним могут обращаться только взрослые.
А теперь пройдемте с вами на ковёр и повторим то, что мы сделали за занятие. (Подходим к столу, где лежат карточки с опытами и при помощи картинок еще раз по действиям повторяем какими свойствами обладает дерево).
1. Дерево не тонет в воде.
2. Оно не прозрачное.
3. Дерево шершавое.
4. Удерживает тепло.
5. Легко поддаётся обработке.
6. Дерево горит.
А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала? (Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.)
-Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы знать, как его можно применить в нашей жизни. Построить дом, сделать лодку, различную посуду, растопить печь и т. д. Или сделать какое-то украшение, сувенир. И я хочу подарить вам на память сувенир из дерева. Это ключ. Я хочу, чтобы вы не останавливались, а продолжали познавать окружающий вас мир, экспериментировать, а он откроет вам дверку в дорогу знаний.