Татьяна Боневич
Конспект НОД по экспериментированию «Снег и его свойства» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк» г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.
Цель: изучение свойств снега и льда.
Задачи: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства; закрепить знания о свойствах снега и льда; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, прививать здоровый образ жизни, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Снег и его свойства“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Демонстрационный материал: Игрушка Снеговик, схема эксперимента, таз со снегом, белое полотно, три одинаковые миски.
Раздаточный материал: тарелочки, ложечки, бумажные салфетки.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришёл Снеговик.
Снеговик: - Здравствуйте ребята! Я хочу с вами познакомиться и поиграть. (берёт снежный ком и передаёт детям, идёт знакомство). Люблю очень загадки и хочу вам загадать.
Воспитатель: - Хорошо Снеговик мы постараемся их отгадать.
Снеговик загадывает детям загадки.
Загадки:
1. Мягкий он, а не подушка
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка
А согреешь – ручеек. (Ответы детей) Снег.
Снег-к: Я очень люблю снег и зиму!
2. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (Ответы детей) Снежинка.
Снеговик: Это мои подружки снежинки!
3. Жил я посреди двора
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (Ответы детей – Снеговик).
Снеговик: - Да, это загадка про меня! Молодцы! Все мои загадки отгадали.
-Ой, а почему это я ребята превратился в ручей? (Ответы детей).
Воспитатель: От солнечных лучей Снеговик превратился в ручей.
-Ребята, а в какое время года мы можем вылепить Снеговика (Ответы детей) Зимой
-А из чего можно вылепить Снеговика? (Ответы детей). Из снега.
-Снег, какого цвета? (Ответы). Белого.
-На что похож снег? (Ответы). На вату, пух, облака.
-На прогулке мы наблюдали, что снег бывает разным. Каким бывает снег? (Ответы). \Холодным, мокрым, мягким, пушистым, рыхлым, липким, рассыпчатым, серебристым, хрустящим.
-А когда мы ходим по снегу, что слышим под ногами? (ответы). Хруст.
-Ребята, а из какого снега мы можем лепить (Ответы). Из влажного, липкого.
В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если на улице потеплеет, то снег становится липким и можно лепить, что угодно.
Снеговик: - Ребята, а что вы любите лепить из снега? (Ответы). Снежную бабу, крепость, снежки и. т. д.
- Ребята, я совсем забыл. Я принёс вам подарок. (Показывает ведро со снегом).
И хочу с вами поиграть.
Воспитатель: - Снеговик, спасибо тебе!
- Ребята, поиграем со снегом?
«Игры со снегом» (экспериментирование)
1. «Во что превращается снег?» Дети подходят к столу, там таз со снегом.
- Ребята, что это? (снег)
- Давайте вместе потрогаем снег. Какой он? (холодный, мокрый, рыхлый)
- Возьмем ложки и положим снег в стаканчики.
- Понюхаем, есть ли запах? (без запаха)
- Теперь мы оставим стаканчики и потом посмотрим, что произойдет со снегом.
2. «Снег - непрозрачный»
- Ребята, что лежит у вас на тарелочках?
- Какая это фигура (ответы) (синий квадрат)
- Теперь возьмем снег и положим его на синий квадрат.
- Ребята, видите квадрат? (нет)
- Как вы думаете, почему не видим? (ответы)
- Потому, что снег белый, и он не может пропускать через себя весь солнечный луч. Вот поэтому мы не можем разглядеть фигуру.
Вывод: – непрозрачный.
3. «Снег – не тонет».
На столе 2 таза: с холодной и теплой водой.
Дети опускают и определяют t воды.
- Сейчас мы слепим снежки и опустим их в холодную и теплую воду. И понаблюдаем, тонет снег или нет.
Вывод: Снег не тонет, он выплыл на поверхность, потому что снег легче воды.
Восп-ль: - А в какой воде снег растаял быстрее (Ответы) в теплой.
- А в какой медленнее? (Ответы) в холодной.
Воспитатель: Ребята, замерзли у вас руки?
Нужно их погреть:
Пальчиковая гимнастика: «Греем руки».
Если замерзают руки, (показывают ладошки)
Начинаем их тереть, (трут ладони)
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть! («Греют» ладони на «печке»).
Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лёд? Почему? Откуда появилась вода?
Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается. Лёд, как и снег, тает на тёплой ладошке.
– Дети, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?
Вывод: лёд твёрдый.
– А если вы наклоните ладошку с кусочком льда, что произойдёт? Почему лёд скатился? Какой он?
Вывод: лёд гладкий, скользкий.
–Посмотрите на кружочек сквозь льдинки. Почему вы видели его? Что можно сказать про это свойство льда?
Вывод: лед прозрачный
Игра «Кораблики»
Дети по просьбе воспитателя опускают кусочки льда в воду и наблюдают. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочек льда становится меньше?
Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.
– А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лёд?
Вывод: лёд хрупкий.
– Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. А лёд толстым, прочным слоем укрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода. Дети, сегодня вы узнали удивительные свойства снега и льда.