Шарафутдинова Женискуль Шухановна
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:речевое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель: Создание условий для формирования элементарных экологических представлений.
Задачи:
1. Образовательные:
- дать детям понять, что природа – это наш общий дом;
- расширять знания детей о природе;
продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Наш дом — природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- развивать кругозор, мышление, связанную речь, память.
3. Воспитывающие :
- воспитывать заботливое отношение к природе.
Методы и приемы:
Практические: физминутка, выполнение практических заданий.
Наглядные: глобус, картины с изображением обычного дома и дома природы.
Словесные: использование проблемных вопросов, решение проблемных ситуаций; чтение стихотворений.
Использование ИТК
Предварительная работа:загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры и упражнения.
Ход занятия
1. Водная часть:
Мотивационный этап:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Стук в дверь.) Нам принесли посылку. Что в ней? (Ответы детей)
Правильно, это – глобус – макет нашей планеты.
2. Основная часть.
1) Беседа с детьми.
Какого цвета на глобусе больше? Что обозначает голубой цвет? А все остальное – это суша. Что обозначает зеленый цвет? А желтый? Коричневый? Все что мы назвали: вода, лес, поля, пустыни, горы – как можно назвать одним словом? Природа, правильно.
Как называется наша планета?
Земля - это наш общий дом, и мы должны ее беречь и охранять!
Ребята, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце, град, радуга…
Какая польза Земле от этих природных явлений?
Например, от ветра? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух.
Какую пользу приносит дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Какая польза Землеотснег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, укутывает деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята, Мирас расскажет нам стихотворение:
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и вы.
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
2) Рассматривание картин.
Посмотрите, ребята, на эти картины обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только светит, но и греет, значит, его можно сравнить ещё с чем (Сплитой, батареей)
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь, откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
У вас в доме чисто? Кто наводит порядок? Кто в природе должен наводить порядок?
Все, о чем мы говорили, это наше природное окружение, то есть природа. И нам надо беречь и охранять природу.
А теперь давайте и мы немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем- крылья мы сложим назад.
3) Сегодня мы здесь собрались неспроста. С видеообращением к нам обратился Лесовичок. Давайте его послушаем. (Слайд 1)
«Здравствуйте, ребята. Уже наступила весна, и я решил обойти свои лесные владения. Да вот слышу, какие -то тонкие голоса жителей моего леса: никак не могу определить, кто это? Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Поможете мне узнать, кто это?»
Ребята, поможем Лесовичку?
1. «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна осталась! А ведь вокруг когда - то росли подружки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
-Какое дерево плачет и страдает? Какие деревья под новый год срубили люди?Можно ли вырубать ёлки? (Слайд 2)
- Что еще нельзя делать в природе? (Слайд 3, правила поведения в природе в знаках)
- Почему все это нельзя делать в природе?
2. «Как холодно! Я весь дрожу! Но я ведь храбрый, смелый и самый первый из цветов!»
- Что это за первый цветок, храбрый и смелый? (Слайд 4)
(подгрупповая работа с карточками (девочки)
- Какие еще первоцветы вы знаете? Девочки, найдите среди картинок только первоцветы (Слайд 5)
3. «Ой, как много воды натекло ко мне домой, мокро, сыро! Пора просыпаться, пора вставать!»
- Кто это жалуется на воду в доме (Слайд 6)
- Какие еще животные впадают в спячку осенью и просыпаются с приходом весны? Индивидуально 3 ребенка. (Слайд 7)
4. «Мой родной домик? Я покинула тебя осенью, а сейчас весной, я не узнаю тебя: веточки попадали, дырки появились, пушинки и соломинки улетели! Неуютно! Надо тебя заново строить!»
- Что это за домик из веточек, соломинок и пушинок?
- Кто удивлен состоянием своего домика? (Слайд 8)
- Если эта птица улетела осенью и вернулась весной, то она какая?
- Каких перелетных птиц Вы знаете? (подгрупповая работа с карточками мальчики). Найдите всех перелетных птиц. Давайте проверим. (Слайд 9) Почему они улетают осенью? Чем они питаются?
3. Заключительная часть:
Рефлексия: Лесовичок: ребята, спасибо вам большое за помощь. Я рад, что пришел именно к вам. Вы такие умные! Прошу вас, оставайтесь друзьями природы, берегите ее! До свидания!
Ребята, вы у меня молодцы, дружно помогли сегодня Лесовичку.
Итог:Вам понравилось наше занятие? Что именно понравилось?
Камалия, расскажи нам стихотворение о нашей планете.
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, что наша природа – это наш общий дом, и она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещайте беречь природу и постарайтесь сделать так, что бы природе было всегда приятно с нами встречаться.