Мария Маньшина
Методические рекомендации по организации напольных игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование, а также воспитатель, осуществляют поиск эффективных методов развития детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою активность, самостоятельность и инициативу. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, данные методы должны способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Проблема недостатка двигательной активности в современном обществе становится все более актуальной, поскольку цифровизация приводит к значительному снижению физической активности людей, включая, к сожалению, и детей дошкольного возраста. Движение представляет собой биологическую потребность развивающегося организма; без его удовлетворения ребенок не сможет правильно развиваться и расти здоровым.
Развитие ребенка происходит в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Поэтому важно расширять игровой опыт детей и выбирать игры, которые обеспечивают комплексный подход к их развитию. Напольные игры могут служить эффективным инструментом для развития дошкольников, включая их в различные формы организации детской деятельности.
Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых.
В процессе работы с напольными играми сложилась и их классификация.
Кратковременные напольные игры, сделанные из бумаги, цветного скотча, изоленты на текущей поверхности имеющегося пола. Долговременные (многофункциональные, сделанные на баннерной основе или на белой ткани.
Данные игры способны удовлетворить потребности ребенка в движении, общении и игре. Без лишних затрат времени и средств.
Все дети любят играть на полу. Здесь можно свободно перемещаться в любом направлении, прыгать и качаться — одним словом, делать все, что угодно. Более того, такие занятия могут способствовать развитию и обучению детей дошкольного возраста.
В процессе напольных игр:
- Развивается моторика рук и ног.
- Укрепляется мышечная система организма.
- Развивается опорно-двигательный аппарат.
- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.
Напольные игры требуют достаточного пространства, однако они могут способствовать развитию внимательности у ребенка, укреплению мышц ног и принести множество положительных эмоций. Игры могут быть как спокойными, так и динамичными, однако для активных игр потребуется просторная комната, где команда юных участников сможет свободно двигаться. Выбор игр следует осуществлять с учетом интересов, возраста и предпочтений детей.
Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Напольную игру несложно изготовить, а главное, сделать это можно вместе с детьми, что поможет развить в них инициативность и самостоятельность
Существует шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
1. Игра — для малышей, а не для взрослых.
Чтобы вызвать у детей интерес, не следует делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.
2. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.
Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.
3.«Квадраты» — универсальное игровое поле.
Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 16 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.
4. Игра — это движение.
Продумайте, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.
5. Правила — основа порядка.
Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.
6. Все хорошо в меру.
Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.
Создание и использование напольных игр помогает педагогам обогащать предметную среду, организовывать групповую, подгрупповую, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, а также проводить наблюдения за проявлением инициативы и самостоятельности, выявлять коммуникативные навыки воспитанников.