Ольга Ивашута
Конспект НОД по экологическому развитию «По земному шару: шапки великанов»
▼ Скачать
НОД
по экологическому развитию на тему
«По земному шару : шапки великанов»
Цель: создать условия для мотивации получения детьми знаний о горах Краснодарского края;
Задачи:
Закрепить понятие «горы», «массивы»;
познакомить детей с картой главного Кавказского хребта черноморского побережья;
познакомить с названиями некоторых вершин (Ачишхо; Псеашхо, Чугуш;
учить определять последовательность и находить на карте;
Публикация «Конспект НОД по экологическому развитию „По земному шару: шапки великанов“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира;
- создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
Предварительная работа:
Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы)
Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными горами.
Оснащение: рюкзак, письмо, поднос с камешками – конфетами, посылка с камнями, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация.
Ход НОД.
I.Введение в ситуацию.
Воспитатель: Что у меня в руках? (Рюкзак). Куда с ним можно пойти? (В поход). А где вы ни разу не были, но очень хотели бы побывать? (В горах). Что возьмём с собой?
Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано? (Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте)
- Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада? (Ответы детей).
Воспитатель читает вслух адрес на конверте:
- Город Сочи, улица Ясногорская 8, подготовительная к школе группа. Точно, письмо написано для нас.
Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:
- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы собираетесь ко мне в гости, поэтому отправляю вам посылку с подаркими. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы».
А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).
Воспитатель: Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.
Дети находят посылку и отдают воспитателю.
- А здесь ещё записка. (читает)
«Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть лёгким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?» (Это камень, разные камни)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.
Воспитатель открывает коробку:
Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).
Воспитатель: Конечно, больше всего камней в горах.
II Актуализация знаний.
Кто мне скажет, что такое горы?
Горы растут или нет?
Кто из вас назовёт горы?
Каким цветом на глобусе нарисованы горы?
Что есть у горы? (Подножие, основание, склоны, вершина).
Послушайте стихотворение:
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли»
(Bo время чтения стихотворения идет показ слайдов с видами гор).
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.
– Понравилось ли вам это стихотворение? А виды Кавказских гор? В этом стихотворении описан высокогорный Кавказ, который находится в Грузии. Но в нашем Краснодарском крае тоже есть высокие горы.
Ну, что вы готовы отправляться в путешествие? Ну что, пошли!
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идём.
Не спешим, не отстаём.
Руки за спину кладём
И по бревнышку идём.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались? (Изображения гор).
III. Введение новых знаний.
- На Кавказе много горных цепочек, которые называются хребтами. (показ на карте) С помощью карты мы вспомним уже известные вам и познакомимся с новыми хребтами. Вы хотите узнать где в Краснодарском крае проходится Главный Кавказский хребет?
- Он располагается к югу от реки Кубань, тянется вдоль Черноморского побережья, начинается недалеко от Анапы на западе и уходит за пределы края на востоке. Главный Кавказский хребет разделяет Кавказ на две части Закавказье и Северный Кавказ. Протяженность Кавказского хребта с запада на восток – 340 км.
И первая гора, с которой мы с вами познакомимся – это Ачишхо. (Слайд)
Находящийся в десяти километрах от Красной Поляны горный массив Ачишхо, самая высокая гора которого, так и называется — Ачишхо. В переводе с адыгейского, Ачишхо — «козлиная гора». Гора покрыта буковыми лесами, с одной из сторон так же пихтовыми. На вершине Ачишхо расположены горные луга. Вообще, гора Ачишхо расположена во влажной климатической зоне, годовое количество осадков едва ли не самое крупное на территории нашей страны. Местные жители поговаривают, что на горе всегда идёт дождь. Здесь можно наткнуться на стадо горных серн, пасущихся на склоне.
Воспитатель: Вы готовы отправляться дальше?
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идём.
Не спешим, не отстаём.
Руки за спину кладём
И по бревнышку идём.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались? (Слайд)
Эта гора называется ПСЕАХШО, входит в состав Кавказского Биосферного Заповедника. Само название «Псеашхо» переводится с адыгейского языка как «Многоводная гора» и, по всей видимости, указывает нам на то, что на вершинах горного массива берут своё начало несколько горных рек, проистекающих из ледников. Однако, стоит отметить и второе название пика — «Сахарная голова». Дело в том, что вершина по внешнему виду напоминает собой конус, а в давние времена сахар-рафинад производился исключительно в виде «сахарных голов» именно такой, конической формы.
Воспитатель: Ребята. А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку. После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.
Воспитатель: А мы готовы отправляться дальше.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идём.
Не спешим, не отстаём.
Руки за спину кладём
И по бревнышку идём.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались? (Слайд)
Воспитатель: Эта гора называется Чугуш, является самой высокой точкой Адыгеи. Входит в состав Кавказского Государственного Биосферного Заповедника. Название «Чугуш» переводится с адыгейского языка как «Вершина земли». На склонах горы Чугуш произрастают хвойные леса, выше них субальпийские луга. Кроме того, здесь же находится добрый десяток ледников. Именно отсюда берут свои истоки реки Берёзовая, Киши и Чессу. Места здесь заповедные, нетронутые. Свободно гуляют дикие звери, такие как горные туры, серны, олени, кабаны, рыси и медведи.
Малоподвижная игра : «Гора и камушки»
Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат, развивать внимание, воображение.
Ход игры:
Дети –камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, - это гора. Звучит музыка. Воспитатель говорит: «Жила – была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода считали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камушки и песчинки с её поверхности (звучит музыка. Имитирующая ветер) вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных, потом другой, третий (ещё часть детей отходят от центра). Гора становилась всё меньше и меньше и, в конце концов стала совсем незаметной, (все дети расходятся)т так ветер и вода трудились день за днём – победили большую гору.
IV. Введение знаний в систему знаний.
Дидактическая игра: «
Звучит музыка на экране появляется изображение Хозяйки Медной горы. В руках у неё шкатулка.
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).
- Правильно, молодцы. Услышала я, что вы пришли в гости к моим горам и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).
Хозяйка Медной горы: Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).
У меня в горах много разных камней. У меня есть для вас подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. (воспитатель показывает поднос с конфетками – камешками) - А мне пора. До свидания, до новых встреч.
V. Итог:
- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.