Галина Мохова
Конспект занятия по экологическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому развитию
Тема: «Зимние явления в неживой природе. Снег. Свойства снега»
Цель: Расширить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.
Задачи:
1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.
4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экологическому развитию» размещена в разделах
1. Рассматривание картин на зимнюю тематику.
2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
4. Рисование снежинок.
5. Вырезывание снежинок из бумаги.
Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности Результат
Психологичес -
кий 1мин. Создание
Атмосферы психологичес-кой безопасности:
Эмпатическое принятие Добрый день ребята!
Как я рада вас всех видеть!
Давайте с вами возьмёмся за руки и пожелаем друг другу доброго дня! Дети здороваются, улыбаются, берутся за руки и желают друг другу доброго дня (хором). Психологи-ческий этюд Психологическая готовность
Вводно – организационный, 5 мин. - Ребята, сядьте поудобнее, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»
-Ребята, а вы знаете почему наступает зима?
(Обобщает ответы детей) : Давайте представим, что эта включенная настольная лампа – солнце, а ваша сжатая в кулак рука – это наша планета).
(проводит опыт) : При приближении к солнцу (лампе)- на земле становится теплее (рука чувствует тепло, а при удалении от солнца (от лампы)- на земле становится прохладнее (руке не чувствует тепло).
-А какие приметы зимы вы знаете?
-Как вы думайте, почему зимой идёт снег, а не дождь? Дети присаживаются на стульчики, слушают стих, отвечают, что же в этом стихотворении не правильно.
Дети отвечают на вопрос воспитателя (предположения детей).
Дети с интересом слушают, смотрят опыт с лампой и рукой, каждый желает поучаствовать в эксперименте.
Дети называют приметы зимы (снег, холодно, мороз и т. п)
Дети отвечают на вопрос педагога (предположения детей).
Мотивационно – побудительный, 5 мин -Послушайте рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки»(читает стих).
- О каких снежинках идёт речь?
- Как называл автор снежинки?
-Как образуются снежинки?
-Почему хрустит снег под ногами?
-Как образуется наст?
-Как говорит автор о беге зайца по насту?
-Кому трудно передвигаться по насту? Почему? Дети внимательно слушают стих.
Дети отвечают на вопросы педагога по прочитанному рассказу.
Динамическая пауза, 2 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. А сейчас я вам предлагаю поиграть со снеговиком. (Проводит физ. минутку с детьми: Мы танцуем со снежками,
Посмотрите все сюда.
Вот так топаем ногами!
Раз – два, раз – два!
А теперь снежки положим
Мы к снеговику сюда.
И теперь в ладоши можно
Нам похлопать без труда.
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок.
)
Дети встают вокруг снеговика, берут снежки (сделанные из ваты) и проговаривая слова, выполняют движения за воспитателем. Игровой приём Снятия напряжения,
Эмоциональная и физическая разрядка.
Актуализация, 3 мин.
Актуализация имеющихся знаний и представлений.
Создание ситуаций, в которых возникает необходимость в получении новых представлений и умений. Сегодня мы ещё больше узнаем о снеге.
Теперь мы с вами учёные исследователи. Мы с вами будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощники наши будут специальные приборы для исследования- лупы. А что такое лупа? И что она делает? Дети внимательно слушают педагога. Одевают халаты учёных. Берут в руки лупы и рассматривают их.
Дети отвечаю на вопросы педагога. Беседа, рассматривание, вопросы. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоение нового.
Усвоение нового и расширение имеющихся представлений, 8-12 мин. Усвоение определённого объёма знаний и представлений о свойствах. Ребята, я сейчас возьму за окном немного снега и мы с вами его рассмотрим. (предлагает рассмотреть его под лупой).
Что вы видите? Из чего состоит снег (крепит на доску снежинку)А какой он на ощупь? А что сейчас с ним происходит?- Правильно, он тает. (крепит на доску капельку) А почему?
- Я с утра принесла в группу снег. Он конечно уже растаял. Давайте рассмотрим растаявший снег.
Что вы видите? А я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А почему?
- Сейчас мы с вами провёдём ещё один эксперимент. Я за окном опять возьму немного снега и мы с вами проверим что прозрачное а что нет (вода или снег). Перед вами два камушка. Положите один в тарелку с водой, а на второй снег. Что мы видим? Это говорит о том, что вода какая? А снег какой (крепит нарисованный закрытый глаз на доску).
-А теперь сравним: какого цвета снег? А какого цвета вода (крепит на доску белый круг).
- А теперь проверим, имеет ли снег запах?
Понюхаем сначала яблоко. Какой запах у яблока? А теперь понюхаем снег. Пахнет чем-нибудь снег? Правильно, снег не имеет запаха (крепит картинку с зачёркнутым носом). Дети слушают воспитателя. Рассматривают под лупой снег, трогают его, отвечают на вопросы воспитателя. (состоит из снежинок, холодный на ощупь, снег тает).
Дети рассматривают растаявший снег. Отвечают, что он превратился в воду. Говорят что вода грязная.
Отвечают на вопросы педагога (снег есть нельзя- он холодный и грязный, можно заболеть).
Дети проводят опыт со снегом и водой. Отвечают на вопросы педагога (в тарелке с водой камень видно, а под снегом не видно, значит вода прозрачная, а снег нет).
Дети рассматривают снег, отвечают (снег белый, вода прозрачная).
Дети проводят опыт (нюхают сначала яблоко, говорят какой запах, потом нюхают снег, говорят что снег запаха не имеет). Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
Экспериментирование.
Беседа, объяснение.
Наблюдение.
Обсуждение.
Сформированные представления о свойствах снега.
Овладение способами познавательной деятельности.
Любознательность и активность.
Заключительный этап. Рефлексия,
3 мин. Подведение итогов НОД,
Обобщение полученного опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки. Ребята, подойдите пожалуйста к доске. (на доске прикреплена снежинка, вокруг неё картинки- капелька воды, закрытый глаз, белый круг, зачёркнутый нос) Давайте вспомним, какими свойствами обладает снег.
- Вы сегодня были отличными учёными – исследователями, у вас всё отлично получилось и вы всё хорошо запомнили.
-Понравилось вам ребята экспериментировать?
- А что вам больше всего понравилось?
- А хотели бы вы ещё побыть учёными и провести опыты?
Мы с вами обязательно ещё побудем учёными и проведём эксперименты в следующий раз. Спасибо вам! До встречи!
Дети подходят к доске, смотрят на схему свойства снега, повторяют пройденный материал (для закрепления полученных знаний).
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.
Прощаются. Беседа.
Обсуждение.
Фронтальная работа. Осознание себя как участника познавательного процесса.
Сформиро-ванность элементарных навыков самооценки.