Фируза Мальцева
«Путешествие по стране звуков и слов». Мастер-класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Уренского муниципального округа Нижегородской области
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной
к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
Выполнила: Мальцева Ф. Н.
Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
1. Активизировать знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Вступление
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня наш разговор пойдёт о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.
Основная часть
Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками по обучению грамоте должны владеть вы, уважаемые «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей.
• это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Но, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные задачи, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
• Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.
• Закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова; выделять ударный гласный звук в слове.
• Знакомить детей с буквами.
• Читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
(Повторяем понятия: звуки, буквы; чем звуки отличаются от букв; какие бывают звуки; даем характеристику согласных звуков-твердые и мягкие, звонкие и глухие).
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1. Игра «Определи первый звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово. Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово (по цепочке друг за другом).
2. Игра «Определи последний звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове. Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.
3. Игра «Прятки со звуками»
Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Р. (показ картинок) – раздаются прямоугольники, разделенные на три части и фишки.
Физминутка.
Мы трудились очень много,
Отдохнем сейчас немного
Руки – вверх!
Руки – вниз!
Влево – вправо повернитесь
Дружно сели,
Дружно встали
И наклоны делать стали,
Стали прыгать и скакать.
Будем звуки повторять
(а) – поднимаем руки вверх
(у) – вытягиваем руки вперед
(и) – разводим руки в стороны
А теперь опять шагать.
4. Слоги и слова
Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.
Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.
Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги).
У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.
Звуковой анализ слов
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. (раздаются карточки для звукового анализа слов)
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика. Например: дом
1) Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.
2) Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук -
3) Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук -
4) Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук -
В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн.
Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: лиса, кот, роза, мак.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова)
- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)
- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Осень» (на доске вывешивается схема предложения из трех, четырех слов)
На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.
(вручение памяток родителям)
Рефлексия
Рефлексия «Все у меня в руках». А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».
Предложить родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальное условное обозначение «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»
Нашу встречу мне хочется закончить словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Желаем успехов вам и вашим детям!
Памятка-рекомендация
для родителей по обучению грамоте
детей дошкольного возраста
• Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.
• Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
• Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
• На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
• Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
• Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
• Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25-30 минут.
• Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки
• Только произносим
• Только слышим
• Делим на гласные и согласные Буквы
• Только пишем
• Пишем и видим
• Большие и маленькие (прописные и строчные)
• Делим на гласные и согласные
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А, О, У, Ы, И, Э (обозначаем красной фигурой)
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Твёрдые
обозначаем синей фигурой
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш] Мягкие
обозначаем зелёной фигурой
Всегда мягкие – [Ч’] [Щ’] [Й’]