Получи документы

«Путешествие по стране звуков и слов». Мастер-класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Фируза Мальцева
«Путешествие по стране звуков и слов». Мастер-класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Уренского муниципального округа Нижегородской области

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной

к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Выполнила: Мальцева Ф. Н.

Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.

2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Вступление

- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня наш разговор пойдёт о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.

Основная часть

Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками по обучению грамоте должны владеть вы, уважаемые «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей.

• это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Но, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные задачи, которые входят в процесс обучения грамоте:

• Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

• Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

• Закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова; выделять ударный гласный звук в слове.

• Знакомить детей с буквами.

• Читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

(Повторяем понятия: звуки, буквы; чем звуки отличаются от букв; какие бывают звуки; даем характеристику согласных звуков-твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

1. Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово. Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово (по цепочке друг за другом).

2. Игра «Определи последний звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове. Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.

3. Игра «Прятки со звуками»

Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Р. (показ картинок) – раздаются прямоугольники, разделенные на три части и фишки.

Физминутка.

Мы трудились очень много,

Отдохнем сейчас немного

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево – вправо повернитесь

Дружно сели,

Дружно встали

И наклоны делать стали,

Стали прыгать и скакать.

Будем звуки повторять

(а) – поднимаем руки вверх

(у) – вытягиваем руки вперед

(и) – разводим руки в стороны

А теперь опять шагать.

4. Слоги и слова

Слоги – это части слова.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги).

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.

Звуковой анализ слов

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. (раздаются карточки для звукового анализа слов)

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика. Например: дом

1) Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

2) Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук -

3) Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук -

4) Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук -

В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн.

Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: лиса, кот, роза, мак.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова)

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Осень» (на доске вывешивается схема предложения из трех, четырех слов)

На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.

(вручение памяток родителям)

Рефлексия

Рефлексия «Все у меня в руках». А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Предложить родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальное условное обозначение «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Нашу встречу мне хочется закончить словами:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!

Памятка-рекомендация

для родителей по обучению грамоте

детей дошкольного возраста

• Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

• Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

• Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

• На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.

• Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

• Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

• Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25-30 минут.

• Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки

• Только произносим

• Только слышим

• Делим на гласные и согласные Буквы

• Только пишем

• Пишем и видим

• Большие и маленькие (прописные и строчные)

• Делим на гласные и согласные

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А, О, У, Ы, И, Э (обозначаем красной фигурой)

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твёрдые

обозначаем синей фигурой

Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш] Мягкие

обозначаем зелёной фигурой

Всегда мягкие – [Ч’] [Щ’] [Й’]

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по звуковой культуре речи и обучению грамоте в работе с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир звуков,.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие по стране звуков и слов». Мастер-класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 21:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по стране звуков и слов». Мастер-класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Фируза Мальцева (УИ 350772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД