Получи документы

Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»

Елена Мишанина
Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

№ 105 г. Липецка

Консультация для воспитателей

«Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Мишанина Елена Сергеевна

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов) .Поэтому экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, можно проводить уже с детьми 3-4 лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Туристические прогулки решают не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи.

Туристическая прогулка – форма организованной деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Этот вид прогулки способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребёнка в движении, учит самостоятельно находить решение проблем. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, выносливыми.

В основном туристические прогулки проходят вне дошкольного учреждения, но при правильном подходе их можно организовать и на территории детского сада.

Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду.

Прежде всего, туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной дыхательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов:

-познавательный

-физкультурно-оздоровительный,

-социально-коммуникативный,

-эмоционально-психологический,

-эстетический.

Туристические прогулки могут иметь разные цели:

- оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психическое оздоровление);

- спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, также действий в экстремальных ситуациях);

- познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

- развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т. п.);

- практические (сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных трав);

- эстетические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т. п., общение с друзьями).

Цели прогулок могут объединяться, а могут определяться в качестве основных и единственных

Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, ведут себя более собранно и пытаются найти выход из любой сложной ситуации.

Не менее важным является и решение задач коммуникативного развития дошкольников. Туристические прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Проведение туристических прогулок взаимодействует с различными направлениями развития дошкольника: изобразительным искусством (дети активнее отображают в творческой деятельности впечатления от наблюдений, музыкой (сопровождение прогулок звуками природы, пением птиц, шума воды, леса и т. д., песни о природе); детской литературой (рассказы о путешествиях, стихи); экологией (нравственное поведение в природе и расширение кругозора); математикой (отработка понятий широкий-узкий, меры длины, весов, подсчёт расстояния, время суток); игрой (занимательный сюжет, использование дидактических и подвижных игр); трудовой деятельностью (сюжет может строится на выполнении трудовых действий). Таким образом, правильно организованные и продуманные туристические прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития дошкольников.

Туристические прогулки целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Туристическую прогулку целесообразно проводить в первой половине дня, т. к. работоспособность детей после сна снижается.

При подготовке к туристическим прогулкам:

Воспитатель:

- Определяет цель прогулки. Уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей похода, устанавливает места для наблюдений, для отдыха детей.

- Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристического инвентаря.

- Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры.

- Проводит беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях.

Инструктор по физической культуре:

- Осуществляет физическую подготовку детей, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки.

- Помогает воспитателю разрабатывать маршруты и составлять конспекты туристических прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей.

Медицинская сестра:

- Формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития.

- Комплектует походную аптечку.

Структура прогулки определяется особенностями физической и умственной работоспособности детей:

Первая часть – оргначало, длительностью до 5 минут. Цель – сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть – движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от одного до трех (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложности маршрута) переходов с кратковременными (5-10 минут) привалами для отдыха. Во время первого привала можно предложить детям полюбоваться пейзажами, запомнить направление движения. Первый привал – подгоночный. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде.

На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движение животных, птиц, легкая пробежка в медленном темпе до 1,5 минуты. Второй переход завершается промежуточным привалом. Предложить детям немножко посидеть, а чтобы отдых был содержательным, используйте дидактические игры экологической направленности: «Подумай и отгадай», «Кто быстрее», «Определим погоду», «Будь внимателен», «Знатоки природы», «Не ошибись», организуйте наблюдение за природными объектами.

В содержание третьего перехода можно включить преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (типа «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Делай как я»). Используйте каждый момент, чтобы привлечь детей к оказанию взаимопомощи: подать руку, поддержать.

Третий этап туристических прогулок – длительный привал. После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Во время отдыха обязательно предложите расположиться на своих ковриках, полулежа, ноги приподнять на пенек, рюкзак. Пока дети отдыхают, напомните им об основных правилах поведения в лесу, обратите внимание на красоту и необычность окружающей природы. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.

Если дети прошли достаточно большое расстояние, то рекомендуется провести ланч. Хорошо если будет организован большой общий «стол», где каждый может поделиться друг с другом и незаметно для себя пройти хорошую школу щедрости.

Активный отдых на привале можно сочетать с обучением детей туристическим навыкам : укладывать костер (в разрешенных местах) и тушить его перед уходом. Натянув между деревьями веревку, поупражнять в вязке узлов. Это очень интересное и полезное занятие для ума и развивает мелкую моторику пальцев рук. Здесь можно отработать действия в случае, если ребенок заблудился в лесу (как подать звуковой, цветовой сигнал, соорудить простейшее укрытие, сориентироваться в месте нахождения).

Во время длительного привала можно привлечь детей к выполнению работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора.

Четвертая часть туристической прогулки – возвращение детей в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути, т. к. дети физически утомлены. Чтобы движение не было однообразным, предложите несложные задания: «Кто больше назовет обитателей леса», «Назови деревья смешанного леса, лесных птиц, цветов».

Протяженность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной деятельности на привале минимальная 2,5 км, максимальная 4 км, с продолжительностью от 2 до 3 часов (в теплый период, в холодный – на лыжах от 1,5 км – 2 км; время от 1,5 – 2,5 часов.

Подведение итогов осуществляется как после каждой прогулки, так и в завершение целой их серии: осенний, зимний и весенне-летний.

Не рекомендуют подводить итог сразу по возвращению в детский сад. Во-первых, дети устали и могут быть немного раздражены, а во-вторых, впечатлениям нужно немного «улежаться». Следует поговорить о походе после дневного сна. В старшем дошкольном возрасте (5-6) итог подводиться по предложенным детям вопросам, а в (6-7) – в форме своеобразных отчетов - рассказов детей.

Вся последующая после туристических прогулок работа в детском саду должна быть направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний, также перенос двигательных навыков и умений на другие виды деятельности

В закреплении, систематизации и активизации усвоенных знаний большая роль принадлежит сюжетно-ролевым, тематически-дидактическим, настольно-печатным и подвижным играм, театрализации. По необходимости обогатить содержание и сюжет игр внесением туристского инвентаря.

Немаловажное место на заключительном этапе занимают тематическо-физические праздники, досуги на площадке детского сада, а также дни здоровья, проводимые с участием родителей.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 21:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мишанина (УИ 822649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД