Наталья Дюжикова
Занятие по экологическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширять и обобщать представления детей о растительном и природном мире, обогатить знание о мире открытий и изобретений.
Сформировать у ребят уверенность о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы).
Учить опытным путем получать растительные краски и окрашивать белую хлопчатобумажную ткань.
Развивать умение использовать речь - доказательство, наблюдательность, устойчивое внимание.
Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, стремление заботиться о природе.
Публикация «Занятие по экологическому развитию» размещена в разделах
Материалы к занятию : природоохранные знаки; картинки с изображением объектов природы и «не природы»; модели взаимосвязей человека и природы; таблица-цепочка с карточками-изображениями «Чем этот предмет был раньше»; х/б ткань; цветные вещи; х/б белые лоскутки; картинка с изображением хлопка; ёмкости с натуральными красителями; терка; марля; прищепки; влажные салфетки; доски для пластилина; овощи: морковь, лук; сухая крапива.
Ход занятия.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли Зовется этот дом.
- Ребята, а как вы думаете, что такое природа?
- Солнце, воздух, вода, растения, животные,. человек.
- Конечно, вы правы и человек является частью Природы, а какой, «живой» или «неживой»?
- Человек - это часть живой природы.
- Докажите.
- Человек, как и другие живые существа рождается, растет, развивается, питается, двигается, умирает - значит, он часть живой природы.
- Хорошо, но хочу сказать, что Человек - существо мыслящее, разумное, поэтому он многому учился у природы и придумывал такие вещи, которые похожи «на природу», а природа для человека стала первым учителем.
Дидактическая игра «Природа-учитель».
- Посмотрите, на мольберте картинки живой природы (птицы, стрекозы, одуванчик, колокольчик, рыба, ёж). Как вы думаете, какие изобретения сделал человек, глядя на них? Найдите картинку и объясните сходство.
Дети: Глядя на летающих птиц, человеку всегда хотелось летать, и он придумал чудо-птицу - самолет. (Объясняет сходство).
- Вертолет похож на стрекозу (крылья у стрекозы сверху, а у вертолета пропеллер сверху, хвост вытянут и у стрекозы, и у вертолета.).
- А это что за растение?
- Одуванчик.
- Если подуть на такой пушистый цветок, что получится?
- Полетят пушинки, как парашутики.
- Как хорошо, когда человек наблюдательный и внимательный. Что вы можете сказать об этом цветке и изобретении человека?
- Глядя на колокольчик, человек придумал музыкальный колокольчик, который звонит в церквях.
- А наблюдая за рыбами, что придумал человек?
- Рыба - подводная лодка. Сходство.
- Расскажите о последней картинке.
- Наблюдая за ежом, его иголками, человек придумал иглу.
- Вот как это интересно! И таких примеров много, когда мы видим, что именно Природа является первым мудрым учителем для человека.
- А сейчас давайте порассуждаем о том, как жизнь древнего и современного человека зависела и сейчас зависит от природы, а помогут вам модели. (Выставить модели).
1. Древний человек ходил на охоту, чтобы питаться и шить одежду из шкур животных.
2. В древности люди ловили рыбу для еды и сейчас ходят на рыбалку.
3. Раньше древний человек собирал травы, ягоды для питания, лечения и сейчас ходят в лес за ягодами и лекарственными травами.
4. В прошлом древние люди жили в пещерах, строили шалаши из веток, а сейчас строят многоэтажные кирпичные дома, коттеджи из бревен деревьев.
5. Древний человек искал воду для питья, водоемы, чтобы помыться, а сейчас берут воду из крана, колодцев.
- Итак,-еделайте вывод, как человек раньше и сейчас связан с природой.
- И раньше и сейчас жизнь человека связана с природой и зависит от природы.
- Да, без природы человек обречен на гибель, поскольку без воздуха, воды, почвы, животных, растений, а все это природа, человек не сможет жить!
- А сейчас давайте отдохнем: физкультурная минутка.
К речке быстро мы спустились Наклонились и умылись: раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе — раз, это брасс,
Одной рукой - это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Посмотрели на солнышко,
Помахали ему рукой,
Посушились, улыбнулись И отправились домой.
- Садитесь, поиграем в игру «Составь цепочку», заполните пустые звенья карточками-изображениями и объясните, чем этот предмет был раньше.
1. дети: столовые приборы - изготовляют из стали, сталь получают из руды, а руду добывают из земли.
2. Сок яблочный готовят из яблок, яблоки - на дереве, дерево - на земле.
3. Книгу составляют из бумаги, бумагу делают из дерева, а деревья растут на земле.
4. Платье шьют из ткани, ткань получают из хлопка, хлопок растет на земле.
- Молодцы, цепочки составлены, и что же мы видим: все, чем пользуется человек, он получает от природы.
И обратите внимание, все цепочки ведут в одно большое звено под названием «Земля».
- А как в природе говорят о земле ласково, с любовью?
- Земелюшка, земля-матушка, земля-кормилица.
- И на нашей земле-матушке растут разные интересные растения: вот одно из них, назовите.
- Это хлопок.
- Что вы знаете о хлопке, расскажите.
- Хлопок растет на юге нашей страны, в теплых краях. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким белым пухом. Мы видим этот пушок, он похож на вату. Этот пух используют для изготовления материи.
- Посмотрите, эта ткань (показ) сделана из хлопка. Как она называется? (Хлопчатобумажная ткань). Мы видим, что пушок хлопка белый, и наша ткань х/б тоже белая. Из такой ткани шьют белоснежные скатерти, салфетки, постельное белье. А вот эти вещи (показ, сшитые из х/б ткани яркие и разноцветные. Как вы думаете, почему?
- Эту ткань покрасили.
- Чем можно покрасить ткани? (ответы детей). Хочу вам сказать, что современные краски изготавливают из нефти и минералов, а это тоже дары природы. А давным- давно люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. Вот в этих емкостях растительные краски разных цветов, а на подносе растения, из которых они получены. Догадайтесь, из какого растения какой цвет получился.
- Темно-красный — из свеклы, оранжевый — из моркови, коричневый — из шелухи лука, зеленый - из крапивы.
- Правильно, вы не ошиблись. А как получить из твердых овощей жидкую краску? С помощью терочки можно потереть и свеклу, и морковь, а затем через марлю выжать сок. Вот и готова краска. Чтобы получить коричневую краску, снимают с луковицы шелуху, заливают кипятком, некоторое время ее кипятят, затем процеживают и краска готова. Так же заливают сухую крапиву, кипятят ее, процеживают и получают зеленую краску.
- А сейчас я предлагаю вам окрасить лоскутки белой х/б ткани в любой из этих цветов, но сначала посмотрите, как это нужно сделать.
Опыт: зацепляю лоскуток белой ткани прищепкой, опускаю в емкость с растительной краской, держу в ней, чтобы лучше окрасился, затем аккуратно поднимаю ткань, даю стечь краске. Кладу ее на доску, отцепляю прищепку, расправляю окрашенную ткань палочками и оставляю ее для высыхания.
Кто может рассказать о процессе окрашивания ткани? (Рассказ ребенка).
- А теперь подходите к столам и принимайтесь за работу. (Звучит музыка). Посмотрите, какая красота! Белая ткань стала цветной, и такое превращение стало возможным тоже благодаря растениям, природе.
Так давайте же будем беречь и любить природу, ведь человек - ее часть и наша жизнь во многом зависит от природы.
Ребята, а что значит беречь и любить природу? Расскажите, пользуясь вот этими природоохранными знаками.
1 .Беречь и любить природу - значит не бросать мусор, не засорять природу.
2. Не мыть машины возле реки, около леса, не загрязнять природу.
3. Сажать молодые деревья, цветы.
- А я тоже хочу внести новый экологический знак (показ) посмотрите, как он выглядит: наша планета «Земля» в руках человека. Это означает, что каждый из нас должен беречь и любить нашу Землю, а значит и ее природу, потому что
Под одною голубою Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой И просторный, и большой.
Так давайте жить на свете Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи Или добрые друзья!