Марина Никитина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прошла зима холодная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Прошла зима холодная»
Программное содержание:
Уточнить представление детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света,
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Прошла зима холодная“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по своему: медведь и ёж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами
Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (её отражение в произведения поэтов, художников, композиторов)
Побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
Материал: календарь природы, календарь наблюдений за птицами, знакомые детям картины, посвящённые жизни лесных животных зимой, репродукция картин «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское солнце» К. Н. Юона, «Март» И. И. Левитана, «Первый снег» А. А. Пластова; фотографии, открытки, эстампы зимнего содержания; предметы для изобразительной деятельности на каждого ребёнка.
Предварительная работа: В группе организуется тематическая выставка «Зимушка – зима» : произвольно на разных стенах размещается несколько экспозиций – репродукции, картины из наглядных пособий, открытки, фотографии. Заранее приготовлены столы и мольберты, краски, кисти, карандаши, тонированная бумага.
Ход занятия
В гости приходит Лесовичок.
Воспитатель. Ребята, смотрите, кто к нам пришёл!
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Лесовичок. А пришёл я к вам затем, что очень захотелось узнать, как вы тут живёте, как вы пережили зиму, знаете ли вы, как жили животные и растения зимой?
Воспитатель. Лесовичок, хорошо, что ты к нам пришёл. Ребята, расскажем Лесовичку всё о зиме?
(ответы детей)
Воспитатель. (открывает календарь наблюдений). Ребята, давайте покажем Лесовичку наш календарь природы и расскажем о своих наблюдениях.
Дети рассказывают, как они отмечают погоду, какая погода была в декабре, январе, феврале. Какие птицы прилетали в течении зимы на кормушку, и чем они их кормили. Зачем они наблюдали.
Лесовичок. Молодцы, ребята! Вы не забывали о птицах, позаботились о них. А загадки вы любите?
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (дятел)
Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна,
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрёкот – крик. (сорока)
Физкульт. минутка.
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Воспитатель. Ребята давайте, пригласим Лесовичка на нашу выставку «Зимушка – зима» и расскажем ему о зиме. (звучит спокойная музыка Лесовичок и дети рассматривают картины. Подходят к зимнему пейзажу.)
Лесовичок. В лесу много – много разных деревьев. Куда ни пойдёшь – всюду берёзы, ели, сосны, рябины. Зимой в лесу много снега, тихо. Деревья стоят без листьев.
Ребята, а вы знаете, почему зимой на деревьях не растут листья?
(ответы детей)
Лесовичок. Правильно, зимой листья не могут расти, потому что холодно и мало света. (Лесовичок обращает внимание на картины с животными.)
Дети рассказывают о животных:
Все животные хорошо приспособлены к жизни в лесу. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу.
Заяц имеет длинные чуткие уши и может быстро бегать. Питается он корой деревьев.
Медведь всю зиму спит в берлоге, и ничего не ест.
Волки живут стаей. Зимой еды нет, они нападают на всех кто ходит по лесу.
Белка живёт в дупле и питается своими запасами.
Лось питается ветками и корой деревьев.
Ёжик спит в своей норке.
Лесовичок. Молодцы, ребятки! Послушайте ещё загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (лиса)
Лесовичок. Молодцы, ребята!
(на столе разложены карточки со следами различных животных).
Проводитя игра «Угадай по следу». Дети рассказывют какие следы животных они узнали.
Лесовичок. А теперь, ребята, расскажите, что вам понравилось зимой? Чем вы занимались на прогулках? (дети рассказывают)
Воспитатель. Ребята, давайте нарисуем картины, на которых покажем, что больше всего вам понравилось зимой и Лесовичок всё увидит.
Дети рисуют. По окончании дети и Лесовичок рассматривают рисунки, отмечают наиболее удачные.
Воспитатель. Лесовичок, тебе понравилось у нас?
Лесовичок. Спасибо, ребята! Мне очень понравилось у вас. Но мне пора уходить.
Дети прощаются с Лесовичком и приглашают его в гости ещё.