Маргарита Опарина
Конспект НОД «Животные весной» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей по теме «Животные весной»
Опарина Маргарита Викторовна,
МБДОУ «ЦРР–детский сад № 180»
Тип НОД: интегрированная.
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом воспитательно – образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 180.
Публикация «Конспект НОД „Животные весной“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Дикие животные весной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Цель НОД: развитие речи детей посредством обогащения словами, называющими детенышей животных, формирование умения образовывать множественное число по предложенной модели.
Цель использования ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска):
• формировать учебную мотивацию воспитанников;
• развивать мелкую моторику пальцев рук во время работы на интерак-тивной доске;
• закреплять материал, полученный во время проведения НОД.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»:
• обогащать словарный запас детей словами, называющими детенышей животных;
• учить образовывать множественное число существительных по пред-ложенной модели;
• знакомить с антонимами, учить подбирать слова с противоположным значением;
• совершенствовать грамматический строй речи детей;
• развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
• развивать интерес к художественном слову: стихотворениям, загадкам, пословицам, поговоркам.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• закреплять название времен года, признаки, характерные для того или иного времени года;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• развивать познавательную активность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
• способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми,
• умение выслушивать их,
• своевременно реагировать на призывы о помощи;
• способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
• профилактика нарушения зрения при помощи выполнения гимнастики для глаз;
• снятие психо –эмоционального напряжения;
• развивать артикуляционный аппарат при выполнении артикуляционной, дыхательной гимнастики;
• развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с интерактивной доской.
В ходе НОД использовалось следующее оборудование:
1. Письмо. 2. Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Детеныши животных».
3. Искусственные цветы. 4. Картина с изображением подснежников. 5. Игрушка медведя.
Ход НОД:
Вводный этап:2 мин.
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность, развитие движений в процессе игры.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, какой сегодня замечательный день. Похлопайте в ладошки, у кого хорошее настроение, потопайте ногами, если вы сегодня были послушными детками, погладьте себя по голове, если вы любите солнышко.
Дети выполняют соответствующие движения (хлопают в ладоши, топают ногами и гладят себя по голове).
Воспитатель: Я тоже очень – очень люблю солнышко! Сейчас солнышко очень яркое и теплое, как вы думаете, ребята, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, совершенно верно, потому что наконец-то зима закончилась. А значит, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Правильно, наступила весна. А весной нас ждет много приключений, путешествий и сюрпризов.
Основной этап: 10 мин.
Цель: развитие речи детей посредством обогащения словами, называющими детенышей животных, формирование умения образовывать множественное число существительных по предложенной модели. Знакомство со словами, имеющими противоположное значение.
Воспитатель: Сегодня утром по дороге в детский сад я повстречала одного очень интересного человека. Попробуйте угадать, кто это:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на спине,
Кто приносит телеграммы
И письмо для нашей мамы.
И газеты носит он,
Кто же это? [1]
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, какие вы смышленые ребята, конечно же, это был почтальон. Он передал мне вот это письмо. (Воспитатель показывает конверт). Интересно, от кого же это послание. (Воспитатель читает надпись на конверте) Так, тут написано: г. Иваново, детский сад «Золотая рыбка», группа «Радуга». Ребята, как вы думаете, для кого это письмо?
Ответы детей.
Да, вы совершенно правы, это письмо для вас. Дима. помоги мне, пожалуйста, открыть этот конверт.
Ребенок открывает конверт, достает письмо, отдает воспитателю.
Воспитатель читает:
«Я, зимушка-зима, буду властвовать всегда, а весны уже не будет, про нее вы позабудьте».
Дети, это письмо от самой зимы, «зима не даром злится –прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора» (3). В письме зима пишет, что весны не будет. Действительно, посмотрите в окно опять выпал снег.
Дети смотрят в окно, видят снег.
Воспитатель: Что же делать? Неужели весны и правда не будет!
Ребята, я предлагаю помочь весне разбудить природу, животных и побыстрее прогнать зиму. Готовы отправиться путешествовать в лес? Трудностей не боитесь?Надеваем варежки (воспитатель имитирует одевание, шапку, теплые сапоги.
Дети имитируют движение одевания сапог, шапки, варежек.
Ответы детей.
Воспитатель: А на чем мы можем добраться до леса? Какой транспорт вы знаете?
Дети перечисляют разные виды транспорта.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Назвали так много транспортных средств, но, чтобы быстрее добраться, полетим на самолете. Все готовы? Полетели!
Дети, бегая по кругу, имитируют полет.
Воспитатель: Идем на посадку. Вот мы и оказались в весеннем лесу. И правда, зима еще не хочет отступать, посмотрите, мои хорошие: кругом лежит снег и так тут холодно, подуем на ладошки – погреем их немножко.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем шесть раз
Холод не испугает нас! [2]
Дети повторяют движения за воспитателем, выполняя артикуляционную гимнастику.
Воспитатель: Согрелись немножко, посмотрите: мы находимся на цветочной поляне и кругом очень много цветов, но от внезапно выпавшего снега они все замерзли. Предлагаю набрать побольше воздуха за щечки и попробовать отогреть цветочки от мороза. Смотрите: цветочки согрелись! Ах, как же хорошо они пахнут, давайте понюхаем наши цветочки. Вдыхаем глубже этот чудесный аромат.
Дети находят цветы, разложенные на полу, дуют на них, затем «вдыхают аромат» –делают дыхательную гимнастику.
Воспитатель: Очень вы старались - и у вас все получилось, предлагаю вам присесть на эту чудесную полянку.
Дети садятся.
Воспитатель: Скажите, а как называются самые первые цветы, которые появляются весной?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно подснежники, как много вы знаете! Как вы думаете, почему эти цветы называются именно подснежниками?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, эти цветочки вырастают уже тогда, когда снег не совсем растаял, под снегом. Посмотрите, как много их распустилось.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением подснежников. Дети рассматривают картинку с изображением подснежников.
Воспитатель: Ребята, а Вы знаете, что очень многие животные зимой спят, а весной просыпаются?
Интересно, кто же проснулся первым? Догадайтесь.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…[1]
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это медведь, он крепко спит в своей берлоге. Предлагаю помочь весне разбудить его и немного поиграть с медведем. Вон там я вижу его берлогу. (Воспитатель обращает внимание детей на имитацию берлоги). Идем скорее к ней.
Дети идут за воспитателем «на цыпочках» и повторяют шепотом слова: «Миша, Мишенька, вставай – нас скорее догоняй». Подойдя к «берлоге», дети громко хлопают в ладоши, убегают от медведя.
Воспитатель незаметно берет игрушку медведя из «берлоги» и пытается догнать детей. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель говорит от лица медведя: «Какие вы ловкие и быстрые ребята. Никого не поймал! Ах, но зачем же вы меня разбудили?»
Воспитатель беседует с медведем: «Мишенька, весна пришла, пора вставать, на улице уже совсем тепло стало». Медведь: «Холодно».
(Воспитатель обращается к детям.)
Ребята, я поняла, мишка хочет поиграть с нами в слова – противоположности. Мишка будет говорить зимой холодно, а мы в ответ скажем, что весной тепло.
Лук горький –сахар. (сладкий)
Ночью темно –днем (светло)
Мама молодая –бабушка (старая)
Сахар сладкий –лимон (кислый)
Снег белый –земля (черная)
Суп горячий –мороженое (холодное)
Слон большой –мышка (маленькая)
Волшебник добрый - баба яга (злая)
Дорога широкая – тропинка (узкая) (5)
Дети играют в игру «Слова - противоположности».
Воспитатель: Давайте скажем мишке: «До свидания». Пойдем посмотрим, кто еще рад весне.
(Включается интерактивная доска, на ней слайд с изображением жи-вотных: лисы, волка, зайца, ежа, белки. Слайд № 1.)
Ребята, кто нас приветствует?
Дети называют животных, которых они видят на доске.
(Воспитатель по мере того, как дети называют то или иное животное, комментирует названия различными эпитетами и поговорками.)
Да, это лиса, та что «хвост свой рыжий бережет и зверушек стережет».
Это заяц, тот что «прыгает ловко –любит морковку».
А вот белка – «прыгает по веткам, нравится деткам и, не зная спешки, щелкает орешки».
Это еж, у которого «вместо шубы лишь иголки, не страшные ему и волки».
Ну, а это, конечно же, волк, тот, что «водит дружбу лишь с лисой – зверь сердитый очень злой». [1]
Спасибо, Вам, за помощь.
Воспитатель: Ребята, у большинства зверей весной рождаются детеныши. (На доске слайд с изображением взрослых животных и их детенышей. Слайд № 2). Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят их, согревают, защищают от врагов.
(На экране следующий слайд, на котором «детеныши потерялись). (Слайд № 3).
Ребята, посмотрите, что случилось с животными и их детенышами?
Ответы детей.
Правильно, мамы и их детки потеряли друг друга в лесу. Как помочь бедным деткам найти своих мам?
Ответы детей.
(Воспитатель проводит индивидуальную работу по развитию речи. На экране слайд с изображением волчицы и детенышей других животных. Слайд № 4.)
Дима, кто потерял своего детеныша? Да, верно, волчица! Отлично! Как будет называться детеныш волчицы? Да, ты совершенно прав – это волчонок. А как мы скажем, если у мамы – волчицы родилось много детенышей? Конечно, много волчат. Ребята, повторим все вместе – волчата. Дима, отправляй волчонка к его маме. (Дима выходит к интерактивной доске, касанием пальцев рук передвигает картинку детеныша к взрос-лому животному). Спасибо, Дима, как быстро ты справился.
(По щелчку детеныш волчицы перемещается к маме, по повторному щелчку остальные детеныши животных исчезают. )
По аналогии проводится работа с остальными слайдами.
(На экране слайд с изображением лисицы и детенышей других животных. Слайд № 5.)
. Вова выходит к интерактивной доске, касанием пальцев рук передвигает картинку детеныша к взрослому животному.
(По щелчку детеныш лисицы перемещается к маме, по повторному щелчку остальные детеныши [/i]животных исчезают.)
(На экране слайд с изображением белки и детенышей других животных. Слайд № 6.).
(На экране слайд с изображением зайчихи и детенышей других животных). Слайд № 7).
(На экране слайд с изображением ежихи и детенышей других животных. Слайд № 8)
(Воспитатель предлагает ребенку с высоким уровнем усвоения образовательной программы ответить на вопрос). А кто из этих животных так же, как медведь, проспал всю зиму?
Ответ Коли.
Молодец, Коля, конечно же, это еж!
(Интерактивная доска выключается.)
Воспитатель: Сегодня вы очень потрудились, помогли Весне отгореть подснежники, разбудить медведя и повстречались с другими лесными жителями и их детенышами. Но, к сожалению, пришла пора с ними прощаться, в детский садик возвращаться. Ребята, на каком виде транспорта мы добрались до леса. Да, верно, самолетом. Садимся снова в самолет, и повторяйте движения за мной:
В самолете мы сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
Замечательный полет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились
В саду мы очутились. [3]
Дети выполняют движения по показу воспитателя, выполняют гимнастику для снятия напряжения с глаз.
Заключительный этап: 3 мин
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, повысить настроение воспитанников, систематизировать и закрепить знания, полученные во время НОД.
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому воспитаннику (Аню хвалит за то, что быстро отгадывала загадки, Ваню за быструю работу на интерактивной доске, Диму за лучшее выполнение упражнений для глаз и т. д.)
Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, мы помогли Весне одолеть зиму? А каких животных мы встретили во время нашего путешествия? Как звали их малышей?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Вы были такие смелые сегодня, не
испугались трудностей и успешно справились со всеми испытаниями. Спасибо вам большое за это, Посмотрите, даже солнышко радуется вместе с нами, стало светить веселее и ярче.
(Воспитатель показывает желтый круг, где изображено улыбающееся лицо.)
Вот оно наше солнышко: теплое и яркое, только чего - то нашему солнышку не хватает, чего же, ребята? Правильно, лучиков.
Предлагаю вам взять лучики-прищепки и украсить солнышко: если вам легко и интересно было путешествовать, тогда возьмите желтые прищепки –лучики, если же вы столкнулись с трудностями, то возьмите синие прищепки –лучики.
Дети берут прищепки и прицепляют их на круг. Если кто-то из детей берет синюю прищепку, то воспитатель уточняет, с какими именно трудностями столкнулся ребенок.
Интернет –ресурсы:
1) http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/zagadki-pro-zhivotnyx.html
2) http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/03/kartoteka-zritelnoy-gimnastiki-v-stikhakh
3) http://ejka.ru/blog/razvitie/352.html