Елена Стрыгина
Весёлые приключения не только для развлечения. Логопедический досуг в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- учить подбирать антонимы к словам;
- закреплять навыки звукового и буквенного-звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать грамматические категории, работать над словообразованием;
- автоматизировать звук [ж] в речи детей.
Развивающие:
- развивать у детей фонематический слух;
- развивать связную речь.
- развивать психические процессы: внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: 2 наборных полотна, картинки – предметные и серии сюжетных картин, карточки для звукового анализа, игрушки, геометрические фигуры с буквами, жетоны, 2 корзинки для жетонов – по цветам команд, 2 фланелеграфа, магниты, медали для поздравления, диски с музыкой, магнитофон.
Предварительная работа: проведение работы по звуковому и буквенно-звуковому анализу и синтезу, подбору антонимов, родственных слов, составлению рассказов по серии картин.
Ход занятия:
Дети заходят под песню «Логопед».
- Здравствуйте, ребята! На занятия к логопеду – ко мне – вы ходили 2 года и за это время многое узнали и многому научились. И сегодня у нас не просто занятие – сегодня у нас праздник – Праздник правильной речи. Давайте проверим ваши знания и проведём для этого весёлые соревнования. Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Вытаскивайте из коробочки по одной бумажке и разворачивайте. Ребята с синими бумажками составят одну команду, а с красными – другую (дети делятся на команды). Название командам я предлагаю такие: «Звуковички» и «Буквознайки». Также надо выбрать жюри. В его состав я предлагаю … (жюри занимает свои места).
- В нашем соревновании 5 конкурсов. За каждый конкурс команда будет получать жетоны – а в конце мы посчитаем количество жетонов и узнаем победителей. Между конкурсами весёлая разминка ждёт и наших зрителей.
Проведение конкурсов
(перед началом каждого конкурса звучит сигнал)
Конкурс первый «Звуковые схемы».
Для каждой команды выставляется наборное полотно и готовятся 2 конверта – с набором разноцветных карточек.
- Каждая команда получит картинку с изображением какого-либо предмета и набор цветных карточек, обозначающих звуки. Напоминаю: красная карточка обозначает гласный звук, синяя – твёрдый, а зелёная – мягкий согласные звуки. Будьте внимательны: правильно посчитайте количество звуков в слове и составьте звуковую схему этого слова. За правильный ответ команда получит жетончик. Слова: диван, акула.
- Сейчас задание немного усложнится: вы получите ещё по одной картинке – надо будет составить ещё одну звуковую схему слова – но теперь в обозначении согласных звуков появятся «звоночки» и «треугольники» - нужно не просто определить мягкость или твёрдость согласного, но и определить, какой он – глухой или звонкий. За правильный ответ команда получит два жетона (за сложность). Слова: муха, лиса.
«Передай игрушку»
- Давайте немного отдохнём и поиграем. Каждая команда получит игрушку (заяц, лиса) и по команде начинаем передавать игрушку вперёд - кто быстрее?
Конкурс второй «Родственные слова».
- Вы помните, что есть слова, похожие друг на друга, как родственники: по смыслу и по звучанию. Это – родственные слова. Сейчас мы потренируемся подбирать такие слова. У каждой команды есть игрушка (заяц, лиса). Я буду задавать вопросы о вашем животном – за каждый правильный ответ команда получает жетон. На один вопрос может быть несколько правильных ответов.
- Назови ласково. (зайчик, заинька, зайка; лисичка, лисонька)
- Чей хвост? (заячий; лисий)
- Детёныш? (зайчонок; лисёнок)
- А если много детёнышей, то у зайца это - … (зайчата, у лисы – (лисята)
- Мама зайчат? (зайчиха); Лисят (лисица, лиса)
Физкультминуика «Азбука»
Что случилось? Что случилось? Привлечь детей – рука к уху.
С печки азбука свалилась! Хлопнуть по коленям,
Больно вывихнула ножку Попрыгать на одной ноге.
Прописная буква «М»,
«Г» ударилась немножко, Хлопнуть в ладоши,
«Ж» рассыпалась совсем! Руки в стороны, спиной идти назад.
Потеряла буква «Ю» Ладонь ко лбу, покрутиться.
Перекладинку свою!
Очутившись на полу, Наклон, рукой показать «хвостик».
Поломала хвостик «У».
«Ф», бедняжку, так раздуло - Показать большой «живот».
Не прочесть ее никак!
Букву «P» перевернуло - Прыжком отвернуться,
Превратило в мягкий знак! Прыжком повернуться.
Буква «С» совсем сомкнулась - Дети берутся за руки -
Превратилась в букву «О». Хоровод идёт по кругу
Буква «А», когда очнулась, (выхожу в центр круга)
Не узнала никого! Берёмся за голову, качаем головой
Конкурс третий «Составь слово»
На фланелеграф помещаются разноцветные геометрические фигуры, на которых написаны буквы.
- Каждая команда должна собрать определённые фигуры, а затем из букв, написанных на этих фигурах, составить слово. Жетон получаем за правильный ответ. Итак, 1-я команда собирает все круги, а 2-я – все треугольники. Слова: зима, урок.
«Жужжащие стихи».
- Сейчас дети разыграют шутку – минутку.
Ведущая: Повстречала я ежа,
Ёж в лесу лежал, жужжа.
Говорю ежу: - Простите,
Почему вы так жужжите?
Ёж сказал:
Ёж: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа –
Может, он лежит, жужжа?
Ведущая: Мы кричим ужу:
(вдвоём) - Скажите, почему вы так жужжите?
Ведущая: Уж сказал:
Уж: - Я? Не жужжу!
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота –
Может, ей жужжать охота?
Ведущая: Жабе мы кричим:
(втроём) - Скажите, почему вы так жужжите?
Ведущая: Жаба квакнула ужу:
- И совсем я не жужжу!
Проглотила я жука –
Жук жужжит наверняка.
Ведущая: Мы кричим жуку:
(вчетвером) - Скажите, почему вы так жужжите?
Жук: - Ну. жужжу, -
Ведущая: ответил жук,
Жук: Ижждаю нормальный жжвук,
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу. Жжжжж!
Конкурс четвёртый «Скажи наоборот»
- Я буду по- очереди каждой команде называть слово – команда должна ответить «наоборот». Например: большой – маленький. Жетон даётся за каждый правильный ответ.
Высокий - …
Широкий - …
Длинный - …
Хороший - …
Далёкий - …
Старый - …
Толстый - …
Умный - …
Весёлый - …
Добрый - …
Тяжёлый - …
Пустой - …
Сильный - …
Твёрдый - …
Игра со зрителями
- А сейчас мы все немного отдохнём и поиграем в игру «Отгадай словечко». Я называю первый слог, а вы пытаетесь догадаться, какое слово я загадала. Например: «та» - тарелка (отгадки – на картинках).
Конкурс пятый «Составь рассказ»
- Каждая команда получит конверт, в котором лежат несколько картинок. Надо расположить картинки в нужной последовательности и рассказать так, чтобы другая команда и зрители поняли рассказ. За этот конкурс самая высшая оценка – 5 баллов.
Итог.
Подсчитываем фишки, называем победителя – вручаем медали обеим командам (за 1 и 2 место).
- А закончить наши соревнования я предлагаю стихотворением о родном языке (А. Шибаев «В день солнечный, июльский …») – читают 3 ребёнка:
В день солнечный июльский
Цветы, цветы вокруг.
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Примерный сценарий проведения логопедического досуга для детей подготовительной группы, можно использовать и как выпускной.
Ход логопедического досуга:
Дети под музыку входят в зал, распределяются на 2 команды, рассаживаются по местам.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам отправиться вместе в веселое путешествие. Вам понадобятся все ваши знания, умения, ловкость и сообразительность. Вы готовы? Тогда начнем.
- Первая наша станция – «сказочная», на нее мы отправимся на поезде (Дети встают около стульчиков и изображают движения поезда).
- Мы прибыли на станцию «Сказочная». Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. Узнайте сказку по картинке. (каждой команде предлагается по пять картинок: «Теремок», «Кот в сапогах», «Репка», «Царевна лягушка», «Снегурочка», «Курочка ряба», «Дюймовочка», «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Три медведя»).
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Давайте отправимся на следующую станцию на самолете. Приготовились, Распрямим ручки, как крылья у самолета, и полетим.
- Приветствую вас на станцию «Математическая»! Попробуйте решить мои задачки. (по очереди для каждой команды)
• Сколько ушей у двух мышей?
• Сколько лап у двух утят?
• Сколько хвостов у трех собак?
• Сколько рогов у двух поросят?
• У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
• На березе три ветки, на каждой ветке по два яблочка. Сколько всего яблок?
• На забор взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
• Пять пирожков лежало в миске,
Но один стащила киска.
Сколько стало пирожков?
- Молодцы!
- Нас ждет следующая станция. Сейчас зима, поэтому мы отправимся на лыжах. Приготовились, возьмем в руки палки и поехали.
Станция «Изобразительная».
- Попробуйте изобразить животных, которых увидите на картинке, без слов и звуков, а другая команда пусть отгадает, что за животное вы изобразили (кошка, обезьяна, заяц, медведь).
- Молодцы!
- Ребята, нам нужно спешить, нас уже заждались на следующей станции! Придется отправляться туда бегом (бег на месте около стульчиков).
- Станция «Буквенная»! Посмотрите, ребята, это волшебный сундучок, в нем спрятались буквы. Попробуйте отгадать на ощупь, что за буква вам попалась (по одному от команды)
- Молодцы!
- Перед нами река! До следующей станции будем плыть (изображают движения пловцов).
- Мы приплыли на станцию «Музыкальная»! Вставайте около своих стульчиков и приготовьтесь отгадывать песенки, а как угадаете, сразу подпевайте! А можно и потанцевать! (каждой команде предлагается угадать по три песни: «Антошка», «В лесу родилась елочка», «Голубой вагон», «Чунга – Чанга», «Буратино», «Песенка мамонтенка»)
- Молодцы!
- До следующей станции попрыгаем.
- На станции «Загадочной» вас ждут веселые и интересные загадки! (по очереди для каждой команды):
Длинные ушки, быстрые лапки,
Серый, но не мышка, кто это? (зайчишка)
Рыжий огненный комочек с хвостиком как парашют,
Быстрая как стрелочка, кто же это? (белочка)
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее? (лиса)
Бурый, косолапый, по лесу идет.
Любит он попробовать вкусный сладкий мед (медведь)
Серый, страшный и зубастый произвел переполох
Все зверята разбежались, испугал их серый (волк)
Колючий, но не елочка, в иголках, но не сосенка
В клубок свернуться может. Конечно это (ежик)
- Молодцы!
- На станцию «Спортивную» поедем по льду. На чем? Конечно, на коньках! (изображают катание на коньках)
- На станции «Спортивной» вас ждет веселая эстафета! (любая спортивная эстафета для 2х команд)
- Ох, вы наверное устали! Давайте поедем к следующей станции на машине. Взялись за руль, поехали!
Станция «Литературная».
- Вы знаете стихи известных детских поэтов – Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака? Сейчас проверим. Поиграем в игру «Доскажи словечко» (по очереди для каждой команды)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые … (друзья)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать,
Родились у нас котята,
Их по счету … (ровно пять)
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам … (завтра помогу)
Не хотел котенок мыться,
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку … (языком)
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно … (что поет)
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
Что ж нету … (Айболита)
- Ребята, это была последняя станция нашего веселого путешествия! Оно вам понравилось?
- А мне очень понравились вы, ваши ответы, ваши знания, ловкость, смелость и самое главное – ваша дружба и помощь друг другу! И сегодня в нашей викторине победила дружба, а значит вы все — победители и вас ждут призы!