Ольга Свешникова
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Цветок Души»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Цветок Души»
Программное содержание:
- социально-коммуникативное развитие : усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование готовности детей к совместной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности; становление самостоятельности; воспитание ценностного отношения к собственному и чужому труду; воспитание осознанного отношения к необходимости соблюдения правил ОБЖД.
Публикация «Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию „Цветок Души“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- познавательное развитие: расширение опыта ориентировки окружающем, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа; экологическое воспитание.
- речевое развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; формирование словаря; воспитание желания слушать художественные произведения.
- художественно-эстетическое развитие: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развивать эмоциональную восприимчивость на литературные и музыкальные произведения; воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; объединять свои поделки с общим замыслом.
- физическое развитие: формирование правильной осанки, воспитание красоты и выразительности движений; повышение умственной и физической работоспособности.
Оборудование: черная лента, свеча, гимнастические палки, «камушки», мешочек с пенопластовыми кирпичиками, рисунок «цветка Души», музыка Шуберта «Аве-Мария», сочинения родителей.
Ход занятия:
- Ребята, несмотря на пасмурную погоду, у нас сегодня светлый день и хорошее настроение, потому что много друзей пришло к нам в гости. Давайте все вместе поздороваемся с ними:
Давайте все вместе все враз (хлоп-хлоп)
Здравствуйте скажем сейчас (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте (руки к груди, к гостям, вверх) (звучит подвеска фэн-шуй)
- Ой, ребята! Какие звуки? На что они похожи? О чём напоминают? Они страшные, могут напугать? Или печальные? Веселые или задумчивые? (Нежные, легкие, как колокольчики, напоминают о маме).
- Сегодня мы поговорим с вами о самом важном, самом главном в жизни. О ЧЁМ? Вы догадались? Сказка идет к нам в гости, немного грустная, немного веселая, как и бывает в жизни. Присядьте, пожалуйста, на диван и послушаете сказку. (Читаю сказку А. Исаакян «У солнца»).
- Ребята, жалко вам было мальчика в начале? (Ответы детей).
- А почему он сирота, как вы думаете? (Ответы детей).
- Можно ли жить без родителей, без семьи? (Ответы детей).
- А что бы вы сделали, что бы на Земле не было сирот? (Ответы детей).
-Вы обрадовались за мальчика, когда у него появилась новая семья? (Ответы детей).
-Почему мальчику приснилось, что он в объятиях солнца? (Ответы детей).
-Расскажите, пожалуйста, о самом счастливом дне вашей семьи (Ответы детей).
- Не зря говорят «Родительская любовь, что солнце!»
-Вам повезло, ребята – у вас есть семья, где вы впервые увидели ласковую улыбку мамы, почувствовать нежные и уверенные прикосновения рук папы и мамы, бабушки и дедушки, где вас любят и учат жить по справедливости, радуясь окружающему нас миру.
-А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда (пиктограммы – жемчужина, крепость, солнце, звезда, ручей, дерево). На что похожи ваши семьи? (На могучую крепость, где мне не страшно; на сверкающую жемчужину, которая притягивает всех и у нас много друзей, гостей; на дерево, крепко держащееся корнями за землю).
-Но всегда мы благодарны своим родным, всегда ли мы радуем их своим поведением, поступками. Пожалуй, нет, наверно, и вы огорчали их иногда.
Гоша: Ослик упрямый поссорился с мамой,
Губы надул и сердитый стоит.
Ослик упрямый поссорился с мамой,
Поссорился с мамой и грозно глядит.
«Ты уж такая! Ты уж сякая!»-
Маму ругает малыш про себя.
Ослик не прав, и об этом он знает.
Ослик упрямый… Д это же я!
- Видите, ребята, как больно и обидно было вашим мамам и маме упрямого мальчика, почти так же обидно и больно, как и маме мальчика- «звезды».
- Скажите, а кто огорчал своих родителей чем-то? (Ответы детей).
- Какая же мрачная и темная душа была у мальчика «звезды» и сколько страданий пришлось ему перенести, что бы вернуть родительскую любовь и ласку.
- А какие у нас с вами души? Чисты ли они, светлы, благородны ли ваши поступки, намерения?
- Давайте сядем в кружок. (Дети садятся по-турецки, в центре куб со свечой. Зажигаю свечу, звучит музыка «Аве-Мария» Шуберта).
- Посмотрите, пожалуйста, на огонь этой зажженной свечи. Какое теплое живое золотистое свечение! Закройте глаза и представьте, это прекрасное пламя переместилось в ваше сердце! Откройте глаза! Представьте себе, что ваше сердце подобно цветку, медленно раскрывающему свои лепестки. Пламя в самом центре цветка. Оно согревает и освещает ваше сердце. Этот свет уносит все печали вашего сердца, оно излучает нежное тепло и чудесный свет. Свет проникает во все недоброе, что вы видели и слышали. Свет вносит чистые светлые яркие мысли.
Свет струится по рукам до самых кончиков пальцев. Как будто в ладонях два маленьких солнца. Свет спускается к ногам. Теперь вы всегда сумеете помочь нуждающимися в вашей помощи, совершить правильные действия.
Ваше тело наполнено светом! Внутри вас все сияет!
Откройте своё сердце и представьте, что вы посылаете свет, полный любви, всем членам своей семьи. Заключите их в объятия нежности.
Подумайте о людях, которые не очень нравятся вам, которые обидели вас, причинили вам боль. Простите их и окутайте светом и теплом.
Солнце в вашем сердце освещает друзей. Окутайте их светом дружбы. Коснитесь ладонями ладоней своих друзей. Прислушайтесь к себе… и представьте… Цветок своей души! Насколько он светел и ярок? (Достаю рисунок – Цветок Души со свечой в центре).
Посмотрите, пожалуйста, сюда! Вот Цветок вашей души, но лепестки его бесцветны!
Каким должен быть этот цветок – решать вам! А поможет нам – самое главное сокровище нашей жизни, самое дорогое и бесценное, чем вы владеете! Мы найдём этот драгоценный клад, но в пути нас ждут разные испытания: Вперёд, друзья! (Включаю музыку «дороги», дети встают у края ковра, я убираю свечу, раскладываю чёрную ленту длиной 3 метра).
- Но что это? Да это Дорога Плохих Поступков! Посмотрите, здесь гнев, зависть, ссоры, жадность, враньё! Как же нам пройти, можно и увязнуть во всём этом, ведь и у нас бывает такое. Что же делать!
-О я, кажется, знаю… Надо вспомнить наши хорошие поступки, тогда и преодолеем этот путь. Юлечка, как ты оберегаешь мамин покой:
Юля: Мамам спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу!
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине.
Возьми первый кирпичик и положи его на дорожку. (Достаю пенопластовый кирпичик из мешочка).
Серёжа, я знаю, ты любишь дедушку и гордишься им, как ты помогаешь ему?
Серё жа: Вижу – дедушка устал,
А я вот – рядом встал.
Ждать себя я не заставил,
Быстро стул ему подставил.
Жалко дедушку – он болен,
У него радикулит.
Морщусь я, а он доволен:
- Всё в порядке, - говорит.
- У меня хороший внук,
У меня надёжный друг!
Женя, а ты учишься с папой работать?
Женя: Возле папы я кружусь.
Знаю папе пригожусь.
Папа пилит – я стою,
Он строгает – я пою,
Прибивает – я гляжу,
Гвоздик маленький держу.
Лерочка, я знаю, что ты очень любишь свою младшую сестрёнку.
Лера: Маша плачет к колыбели…
Ну, уймись ты, в самом деле!
Я качаю – убаюкиваю,
Погремушкою постукиваю.
Если Маша плачет,
Что-то хочет, значит.
Соску что ли дать тебе?
Уложить иначе?
Стала думать и гадать,
Как решить задачу.
- Ну, не плачь – твержу опять,-
А то и я … заплачу.
Даша, а ты помнишь, как Лиза пришла с поцарапанным пальцем? Что ты сделала? (Помазала перекисью водорода).
А помните, как Женя принёс конфеты и всех угощал?
У нас в группе живут хомячки. Света, ты помнишь, как ты ухаживала за ними? (Насыпала корм, меняла воду)
Добрые поступки могут быть большими и малыми, повседневными.
Даже самая маленькая доброта приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь, не шуметь в спальне, когда все уже легли, если проснёшься раньше, не будить товарищей…
Вот видите, с помощью своих хороших поступков мы сумеем пройти по дорожке. (Звучит музыка, дети идут по кирпичикам).
Ну, что ж Дорогу Плохих Поступков мы преодолели.
Но перед нами Пропасть Недобрых Намерений и Мыслей! (Кладу две гимнастические палки на расстоянии 3 метров друг от друга).
О, а здесь и то, как мальчики пугают девочек, дразнятся, как размахивают палками, как кто-то иногда мешает другим играть, и много всего не приятного…
А мы построим Мостик Добрых Намерений!
- Олег, что ты сделаешь, если увидишь, что мама устала? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Анечка, а если ты видишь, что папа рассердился, недоволен? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если няня несёт тяжёлую кастрюлю? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если твой друг грустит и хочет домой? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если подруге понравилась твоя игрушка? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если у тебя есть раскраска, а у друга нет? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если ты видишь на улице бездомного котёнка? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если кто-то съел конфету и бросил бумажку на землю? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если ты собрался играть, а мама просит помочь? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
- Если твой друг сломал нечаянно твою игрушку? (Отвечает и ложится «брёвнышком»).
(Ребята ложатся близко друг к другу «брёвнышками», образуя «мостик», и перекатываются по очереди через «мостик»).
- Встаньте, пожалуйста! И эту пропасть мы преодолели! Молодцы!
Мы уже близки к цели нашего путешествия! Но перед нами Тоннель Непонимания! Часто ссоры и обиды происходят из-за того, что людям трудно понять друг друга или трудно согласиться с чужим мнением.
Например, Женечка недавно хотел играть в игру «Золотые ворота», а другие ребята в «Тише едешь, дальше будешь», и Женечке было обидно, даже не хотелось играть. Через Тоннель проложены три дороги: ненадёжная, скользкая и правильная (ровная, гладкая).
- Ребята, а что надо сделать, чтобы не было у нас непонимания? (Надо уметь договариваться).
Да, ребята, если мы умеем договариваться, то сумеем преодолеть любую дорогу и она будет ровной и гладкой. Такую дорогу найдет самый ответственный, добрый, любящий своих друзей, человек. Как вы думаете, кому это можно поручить? А почему? (Ответы детей, обосновывая свой выбор).
А помощниками будут … (выбор детей) почему?
Ну а мы будем помогать, подсказывать (влево, вправо, вперёд, назад, чтобы они смогли найти правильную дорогу. В Тоннеле темно… (я завязываю глаза ребёнку, два других берут его за руки. Я раскладываю дорожку – гимнастические палки, «камушки», коврик. Ребята подсказывают, а ведущие находят «правильную» дорожку и проводят по ней ребёнка с завязанными глазами).
Ура, мы нашли нужную дорогу, ребята! Это хорошо, но в жизни не надо бояться сделать ошибку, надо суметь её исправить, и тогда всегда выйдешь на правильную дорогу! Мы пройдём по всем этим дорожкам (под музыку идём по дорожкам и приходим к сокровищу).
Вот, ребята, мы и добрались до настоящего сокровища. Что же это? Присядьте (дети садятся на диван).
Самое дорогое, чем вы владеете – это любовь ваших родных. Какими бы вы ни были – умными, красивыми, шалунами, непослушными – родители вас всегда любят. Вот послушайте (читаю про Дашу, Женю, Аню, раздаю всем сердца).
Сколько света и тепла мы сейчас почувствовали, сколько гордости за вас, надежды и любви. И на Душе стало радостно, ярко и светло! Родительская любовь поддерживает нас в минуты грусти и печали. Сквозь трудности и неудачи она ведёт нас вперед в большую и интересную жизнь!
К удачам и счастью!
Теперь вы чувствуете, знаете, каким будет Цветок вашей Души!
Положите, пожалуйста, ваши сердечки – сочинение на стол и подойдите ко мне. Пришло время украсить наш цветок! Здесь вы видите льдинки-холодинки обид и ссор, колючки недобрых мыслей и плохих поступков, здесь же есть солнечные зайчики доброты и осколки радуги сострадания и сочувствия, понимания и уступчивости, радости и восхищения окружающим миром.
Вы должны сделать правильный выбор! Приступайте к работе! (Под музыку дети наклеивают разноцветную бумагу на цветок).
Посмотрите, ребята каким ярким, нарядным, светлым и веселым получился наш Цветок! Я не вижу, здесь мрачных красок, нет зла в вашей Душе!
Воистину, родительская любовь творит Человека.
Аня: Я все могу на свете:
И строить города,
И плыть по океанам,
Подняться в облака.
Умею я любить и другу помогать,
И младших защищать,
И старших поддержать!
Лиза: Будем вместе веселиться,
Плакать, ссориться нельзя.
В детском садике, конечно,
Ребятишки все – друзья!
Я люблю свой детский сад,
В нем полным – полно ребят.
Может сто их, может двести,
Хорошо, что все мы – вместе!
Ребята, возьмитесь за руки! И у вас, и у меня, и у наших гостей есть родители. При слове «мама, папа» у нас теплеют глаза. А ведь глаза – это зеркало Души.
Давайте посмотрим на наших гостей так тепло, открыто, по-доброму, как только можем…
А теперь сговоримся глазами и пригласим гостей поиграть в нашу любимую игру (Дети выводят гостей за руки в круг… играем в кругу «Раз, два, три…колено» в последний раз - … «ладонь»).
А теперь возьмемся за руки, друзья, поднимем их вверх и скажем все вместе:
Пусть будет мир,
Пусть будет свет,
Пусть будет всем тепло!