Надежда Рыбалкина
Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе «Обида»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи : - учить детей видеть разницу между добрыми и злыми поступками.
- Продолжать учить высказывать свое отношение к своим поступкам и поступкам других.
- Проявлять способность к сопереживанию.
- Закрепить умение детей выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики.
- Дать возможность ребенку почувствовать себя обиженным и обидчиком.
- Научить объяснять свои ощущения.
- Воспитывать в детях доброжелательность.
- Развивать воображение, речь детей.
Предшествующая работа:
Чтение рассказов, стихов, поговорок, объяснение их смысла, проведение игр.
Публикация «Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе „Обида“» размещена в разделах
Ход занятия.
- Ребята сядьте так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня, и чтобы я могла видеть всех вас.
- Подумайте, как нам для этого надо сесть. (Дети принимают решение, сесть по кругу).
- А теперь давайте поздороваемся, друг с другом глазами, «Я начну первая». (Ведущий заглядывает в глаза каждому ребенку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочередно продолжают приветствие).
-вот мы и поприветствовали друг друга.
Мы с вами ребята живем дружно, но иногда бывают ссоры и обиды.
А вам приходилось быть в роли обидчика? Вспомните и расскажите нам свои истории.
(Дети по очереди рассказывают случаи из жизни и объясняют, что мог чувствовать тот, кого они обидели).
Какие разные истории вы нам поведали. Теперь, когда вы поняли, как неприятно быть обиженным, вы постараетесь никого не обижать.
Сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с маленьким котенком.
Жил – был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Он жил в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили ближе, Мурзик шипел и царапался. Испуганные дети убегали, а серый котенок возвращался в холодный подвал…
Однажды в доме поселилась девочка Маша. Она вышла во двор и увидела серого котенка.
- Какой хорошенький! – воскликнула девочка и подошла ближе.
- Только не трогай его, - посоветовал ей маленький мальчик. – Этот котенок всех царапает. Он очень злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
- Это не злой, а очень испуганный котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, с тех пор он всех боится, поэтому и царапается.
- Но так он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, -сказал мальчик.
- А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла блюдечко с молоком и поставила его на землю.
- Кис-кис-кис, - позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку. Котенок медленно подошел к блюдцу, внимательно посмотрел по сторонам и, не увидев опасности, выпил молоко. Каждый день Маша поила котенка, и все ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей спинки, а еще через месяц они так подружились, что стали вместе бегать по двору…
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка решила взять котенка к себе домой. В квартире котенка накормили и помыли. Оказалось, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая. Когда девочка с котенком снова вышли на улицу, дети побежали к ней, но вдруг остановились: ведь котенок мог их поцарапать. Маша улыбнулась и сказала:
- Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.
Дети с опаской подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки.
- И совсем этот котенок не злой, - сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.
- Вы поняли, почему котенок слал злым?
- Как вы думаете, что помогло котенку стать добрым и красивым?
- Что вы можете сказать об этой девочке. Какая она?
Я знаю игру, которая так и называется «Обиженный котенок»
- Хотите, я научу вас играть в эту игру?
Игра «Обиженный котенок»
Один ребенок – «котенок» садится на стул и рассказывает о своих обидах. Дети по очереди пытаются его утешить. После игры, ребенок, побывавший в роли котенка, рассказывает, какие чувства он испытывал при общении с детьми.
-Вика ты выразительно изобразила на лице свою обиду.
Давайте нарисуем, какими мы бываем, когда обижаемся. (Дети рисуют).
-Посмотрите внимательно, какие на всех рисунках грустные лица!
-Вам нравится, когда все вокруг грустят и обижаются?
- Что надо сделать, чтобы вокруг нас были добрые, веселые люди?
- Правильно. Надо жить дружно и никого не обижать.
Посмотрите на этого веселого лягушонка, он играл со своими друзьями. Давайте и мы поиграем. Лягушки на болоте прыгают с кочки на кочку. Эти подушки будут нашими кочками, а мы лягушками (кочек на одну меньше, чем количество игроков). По сигналу ведущего «лягушки прыгают с кочки на кочку. Если на одну кочку запрыгивает две лягушки, они говорят: «Кваква подвинься». Ведущим становится тот, кто не удержался на кочке.
Понравилась вам игра, мы с вами еще не раз превратимся в веселых лягушат.
А сейчас скажите, что нового вы сегодня узнали?
Да ребята, ласковое слово и добрый поступок, словно солнышко согревают.
Давайте представим, что мы солнечные лучики, вытяните руки вперед и соедините их в центре круга, постоим тихо и попытаемся представить себя теплым солнечным лучиком, а теперь понесли это тепло остальным людям, подарим им наши очаровательные улыбки, и может быть кому-то от этого станет лучше.
Предлагаю детям посмотреть отрывок из сказки, который показывает заранее подготовленный ребенок. Дети угадывают: Это Волк и семеро козлят.
• Где у нас находится сказка «Волк и семеро козлят»? (на столе).
• Чем закончилась сказка? (Волк упал в яму и распорол брюхо, а оттуда вышли козлята, живехоньки-здоровехоньки).
• С Волком случилась беда. Нужно ли ему помочь? (Ответы). Как? Зачем? (брюхо зашить, врача позвать и. т. д).
• А вот некоторые не хотят помогать волку. Почему? (Ответы).
Я не склоняю детей ни к одному из вариантов ответа, только выслушиваю мнение каждого ребенка.
• Сейчас Воспитатель покажет нам эпизод, когда волк приходит к козлятам, поет песню, а они его не пускают.
Предлагаю послушать запись и вспомнить, в какой сказке звучит эта песня. («Три поросенка»).
• Где в группе находится эта сказка? (На шкафу).
• Чем она закончилась? (Волк прыгнул в печку, обжегся и убежал).
• Мог ли волк съесть Нуф-Нуфа? (Мог бы, если бы тот не убежал к Наф-Нафу).
• Мог ли волк съесть поросят у Нуф-Нуфа? (Нет, потому что дом крепкий).
• Они бы его еще более крепкими сделали, если бы строили вместе. Поросят волк не съел, а сам пострадал. Как? (Ответы).
• Кому жаль волка? (Некоторые дети высказывают сочувствие волку, хотят вылечить его).
Давайте поиграем в подвижную игру «Три поросенка».
Дети образуют три круга (дома, в центре первого прячется Ниф-Ниф, второго Нуф-уыф, третьего – Наф-Наф.
Волк – ребенок подходит к первому дому, требует, чтобы ему немедленно открыли дверь, иначе он как дунет!
Домик «ломается» - Ниф-ниф бежит к Нуф-нуфу. Дети из первого круга (домик Ниф-Нифа) выстраивают второй круг вокруг домика Нуф-Нуфа. Игровые действия совершаются у домика Нуф-Нуфа – тот вместе с Ниф-Нифом убегает к домику Наф-Нафа. И. т. д. Вывод: «Вот какой крепкий дом у Наф-Нафа»!
Привлекаю внимание детей к персонажам сказки на ширме («Заюшкина избушка»).
• Кто обидел зайчика? (Лиса выгнала его из избушки).
• Кто помог зайчику? (Петух).
• Лису выгнали, а зайчик остался в избушке. Кого вам жалко? (Выслушиваются все ответы детей). Почему?
• У зайчика появилось много друзей – это все, кто пытался ему помочь. И даже лису он простил. Всех нас он приглашает на чай в свою избушку.