Ирина Панкова
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Покров-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия: Присоединение воспитанников к единым социокультурным ценностям.
Целевая установка – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях воспитанников.
Задачи:
• Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры.
• Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору.
• Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Покров-батюшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Получение в опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории традиционных праздников
Программное содержание:
-Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Божией Матери»
-Дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительнице, Заступнице перед Богом за всех людей.
-Познакомить детей с памятником архитектуры- храма Покрова на Нерли.
-Формировать навыки моделирования из ткани; умение трудиться и
творить.
-Закрепить знания фольклорной терминологии.
-Развивать познавательный интерес к изучению русского народного творчества.
-Воспитывать художественный вкус на основе изучения народных ремёсел.
Новые слова и понятия:
Омофор (покров) - невидимое покрывало, Богородица - Заступница, рукоделие, благочестие, изба, конопатить избу, зодчество, шедевр, предки, зазимье, глава, рамена, колена, перста, очи, уста.
Ход занятия:
Давным-давно жил на Сибирской земле Святитель Макарий. Он учил людей слову Божьему, учил жить в любви, в добре. Прожил он жизнь нелегкую, прожил он жизнь интересную, много путешествовал по Алтаю и нес слово Божие народам алтайским. Промысел ли Божий, но родился он в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Знаете почему праздник так называется?
А знаете где всё начиналось?---
Тогда приглашаю вас в путешествие!
Мы с вами отправляемся в путешествие во времени! Приглашаю пройти всех через арку времени. (Арка времени)
В старинном православном предании повествовалось об удивительном событии, происшедшим давным-давно, более тысячи лет тому назад. Тогда город Царьград был окружен врагами. Они со слезами молились Богу и Богородице, прося помощи и заступничестве от врагов. Ночью один из молящихся увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы свое покрывало и покрывает им, всех стоящих в храме, людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Затем Она отошла, покров стал невидимым, а враг был отогнан от стен Царьграда.
Царь-град и в наше время существует, только называется по-другому.
Кто знает как называется Царь-град сейчас? И где он находится? (ответ детей)
Наши предки всегда с особой теплотой и почитанием относились к Богородице. Они верили: Божия Матерь избавляет от печали и несчастий. А день чудесного спасения стали называть ПОКРОВОМ.
Ребята, как вы думаете, почему покровом назвали?
Этот праздник издавна празднуют 14 октября. Октябрь- это месяц какого времени года?
Называли его так ещё и потому, что в этот день как правило, выпадал первый легкий снег и покрывал землю.
А как про Покров говорили в народе? (ответы детей)
• Покров кроет землю то листом, то снегом
• На Покров до обеда осень, после обеда – зима
• Покров – первое зазимье.
• До Покрова осень, после Покрова зима идет.
• Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
• Покров покроет землю то снежком, то листом.
По погоде в этот день определяли, какой будет зима:
• Каков Покров – такова и зима.
• Выпадает снег – снежная зима.
• Октябрьский гром – зима бесснежная.
• Если ветер с севера — ожидали зиму холодную и суровую, если дул с юга, то можно надеяться на мягкую, западный ветер — обещание снега.
• Если белка вылиняет к Покрову, быть холодной зиме.
• Если на Покров наблюдался отлет журавлей, это тоже предвещало холодную зиму.
А давайте тоже попробуем предсказать погоду! Где наш календарь погоды?
(Дети смотрят по календарю погоды и делают прогноз).
Родоначальником празднования Покрова считается князь Андрей Боголюбский. Он славился благочестием. Ребята, а что такое благочестие (ответы детей). В память о явлении Богородицы князь Андрей возвел храм Покрова-на-Нерли. Сейчас он известен всему миру как шедевр русского зодчества. Тем самым князь как бы отдал Русь под защиту небесной владычицы.
К Покрову старались завершить все сельскохозяйственные работы, убрать урожай, сделать заготовки на зиму.
В стародавние времена, люди к Покрову старались утеплить дома, заботились о своем жилище– конопатили стены, забивали мхом щели. Если не приведешь избу в порядок до Покрова – будешь мерзнуть всю зиму.
Вечером на Покров устраивались застолья. При этом не забывали о сиротах и бедных, им подносили угощение.
После застолий, девушки устраивали посиделки. На посиделках пряли пряжу. Вышивали, вязали под пение народных песен.
Вот и мы сейчас поводим хоровод «На горе калина»
А дорогих гостей одаривали подарками. Ребята, а не сделать ли нам подарочки и для наших гостей! А подарок не простой, со смыслом! Мы сделаем для наших гостей ангела.
Дети проходят к столам.
Обратите внимание на набор для рукоделия. Что мы там видим? Квадрат ткани, вата, нитки. А теперь всё внимание обращаем ко мне! И смотрим во все глаза!
Описание мастер-класса:
1. Берём лоскуток ткани 20х20см.
В середину лоскута кладём плотно скатанный комочек набивки (вата или синтепон).
2. Складываем лоскут по диагонали.
3. Обматываем длинной ниткой. Получится голова.
Концы нити не срезаем, а заводим назад.
4. Выбираем место для талии.
Талия должна быть достаточно высоко, но крылья при этом должны быть свободными.
Расправляем крылья.
5. Нитку выводим вперёд и крест-накрест оборачиваем ангела.
Нитки ушли назад.
Вопросы есть? Пододвигаем к себе набор для рукоделия и начинаем делать подарок.
Чтобы гости не скучали, я им расскажу один маленький секрет. Но сначала мне ответьте :
Как называется страна в которой мы живем? (Россия)
А на каком мы разговариваем языке? (русский)
А на каком языку говорили в древней Руси, знаете?
На старорусском!
Предлагаю по играть в игру, в которой все слова на старорусском языке. Называется она «Глава-рамена»
Текст повторяется вместе с залом, слова должны быть предварительно выучены. Ведущий проговаривает их и показывает движения, все дети вместе повторяют за ним.
Слова повторяются несколько раз подряд, постепенно увеличивая темп. Можно сделать конкурс на самый лучший вариант исполнения или на самый быстрый темп:
Глава, рамена (обеими руками показать на голову и плечи,
Колена, пальцы (обеими руками показать на колени и щелкнуть пальцами).
Колена, пальцы (обеими руками показать на колени и щелкнуть пальцами,
Колена, пальцы (повторить эти движения).
Глава, рамена (обеими руками показать на голову и плечи,
Колена, пальцы (показать на колени и щелкнуть пальцами,
Уши, очи, уста, нос (обеими руками показать на уши, глаза, рот)
Наши ангелы готовы… И настало время подарить ангелов нашим гостям. Сейчас каждый из вас подойдет к одному из гостей и подарит ангелочка.
Вот и настало время возвращаться в детский сад. (обратный проход детей через арку времени)
Дети встают в круг. А теперь, в завершении, я предлагаю вам поделиться своими чувствами, а поможет нам в этом свеча. Сейчас я буду передавать свечу по кругу и каждый у кого она окажется в руках, расскажет нам о том, что ему больше всего понравилось, как он себя сейчас чувствует, и что бы он пожелал всем присутствующим.