Гордеева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звук [й] и буква й (краткое)»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему : «Звук Й и буква Й (краткое)».
«Птичье царство»
Программное содержание:
Цели:
O бразовательные:
- познакомить детей со звуком [й’];
- закреплять правильное произношение звуков [й], [й’] в речи;
- помогать определять позицию этих звуков в словах;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Звук [й] и буква й (краткое)“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [й’] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия;
- обогащать словарь детей.
Развивающие :
- автоматизировать звук Й в слогах, словах, предложениях;
- развивать дыхание, голос;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память, мышление;
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать развивать связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать внимание и усидчивость;
- познакомить детей со звуком [й’];
- закреплять правильное произношение звуков [й], [й’] в речи;
- продолжать учить определять позицию этих звуков в словах;
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать развивать связную речь;
- воспитывать внимание и усидчивость;
- создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [г’] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия;
- обогащать словарь детей.
Оборудование: Телевизор, фото и видео материал, раздаточный материал (карандаши цветные, простые, прописи,.
Содержание НОД.
Орг. момент.
Сегодня у нашего друга Совы в лесу праздник, «День прилета птиц». Поэтому она нас и пригласила в свое» птичье царство». А вы хотите попасть на праздник?
Но так как, птицы очень боятся шума и присутствия человека, чтобы их не спугнуть
Мы попробуем превратиться в птиц. Ну что вы готовы?
Ответ детей.
Физкультминутка.
Тогда распрямляем спину, выпрямляем руки, закрываем глаза, я произношу волшебное заклинание «1,2,3 птичка лети!» Вы быстро, быстро машете руками и превращаетесь в птиц.
Основная часть
Вот теперь, когда птицы нас уже не испугаются можно отправляться на праздник.
Но мудрая сова нас непросто пригласила на праздник, она поручила нам выполнить секретное задание. Найти одну хитрую букву, которая тоже может превращаться в птицу, а еще прятаться в названиях птиц.
Вы готовы выполнить секретное задание?
Тогда я открываю секретный конверт.
(В конверте буква. И, и Й (краткое)
Да и вправду хитрая буква, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по ал-фавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. Только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква. И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфави-те у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.
Начнём с определения звука [Й’].
Вы готовы?
Ответ детей.
Артикуляционная гимнастика
Кладем руки на горло или на уши и произносим звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука : звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.
Ну вот мы и выполнили первое задание.
Но нам осталось выполнить еще одно. Определить в названиях, каких птиц
спряталась буква. Й (краткое)
Для этого нам придется отгадать загадки.
Вы хотите?
Ответ детей.
Тогда, я буду показывать вам слайды, а вы отгадывайте загадку и называйте место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Воробей – звук [й’] в конце слова
Белокрылая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
Чайка – звук [й’] в середине слова
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Отвечайте…
Соловей – звук [й’] в конце слова
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?
Вертишейка – звук [й’] в середине слова
В птичьем радостном задоре,
Твёрдо веруя в успех,
Кто из птиц ныряет в море,
Без сомненья, лучше всех?
Кайра – звук [й’] в середине слова
То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…
Попугай – звук [й’] в конце слова
Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом,
То дубы в глухом лесу.
Сойка – звук [й’] в середине слова
Очень хорошо! Мы выполнили секретное задание, узнали, как выглядит буква Й Краткое) Как произносится звук Й
Узнали название птиц, где и в каких словах, «прячется» буква Й.
Но нам осталось, чтобы наши руки, пальчики запомнили, как эта хитрая буква пишется.
Для этого птицы нам подарили свои прописи, ведь у птичек тоже есть свой алфавит, который они оставляют своими лапками на снегу, лесных тропинках. Хотите чтобы наши пальчики запомнили как пишется буква Й (краткое) звук Й. ?
Ответ детей.
Тогда начнем с гимнастики
Пальчиковая гимнастика. «Птицы пальчики» (Видео)
Итог.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?