Елена Александрова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Солнышко в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение правильно выражать свои мысли и контролировать свою речь.
Образовательные задачи:
• закреплять характерные признаки весны;
• упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Солнышко в беде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• развивать диалогическую и связную речь;
• развивать слуховое внимание и логическое мышление;
• развивать речевое дыхание;
• развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
• формировать умение работать в коллективе.
Интеграция областей:
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие.
Образовательные технологии:
• квест-технология;
• здоровьесберегающие;
• игровые;
• развивающее обучение;
• проблемное обучение.
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Материалы и оборудование:изображение солнца с недостающими лучами, тучи, ключи, дерево, игрушка белочка, сундучки с лучиками, картинки о весне, разрезная картинка «Дерево», тропинка со следами, звуки леса и птиц, запись голосов белочки, тучки, солнышка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в окно заглянуло Солнышко. Оно было очень грустное. Я спросила у него: что случилось? И Солнышко рассказало, что злая Зима украло у него лучики, поэтому оно теперь не может светить и греть по-весеннему тепло. Из-за этого Весна не может до конца вступить в свои права. Зима не хочет уступать ей свое место.
Вы хотите, чтобы Весна скорее нашла к нам дорогу? Чтобы стало тепло, чтобы начали распускаться на деревьях листочки, зеленела травка, проснулись бабочки? (ответы детей).
Что нам для этого нужно сделать? (помочь Солнышку найти лучики).
(на доске – изображение солнца с недостающими лучами).
Нелегко нам будет добыть солнечные лучи. Злая Зима спрятала их в сундучках. Чтобы их открыть, нам нужно найти ключи. Зима приготовила для нас сложные задания. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать ключ от одного сундучка. Задания Зима тоже спрятала. Видите, как она не хочет уступать свое место Весне! Она всего лишь оставила нам одну подсказку-загадку, где спрятала первое задание. Ну что, готовы помочь Солнышку вернуть лучики? (ответы детей).
Тогда закроем глаза и оправимся в путь!
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
(движения по тексту)
(звучит музыка леса, птиц)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в лесу. Итак, ребята, первая загадка. Отгадав ее, мы узнаем, где же спрятано первое задание.
Шапки серые плывут,
На прохожих дождик льют. (тучи)
Воспитатель: Правильно, это тучи. Давайте оглядимся и найдем тучу. (дети ищут тучу). Мы нашли первое задание! Послушайте, что нужно сделать.
«Скажите наоборот».
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с первым заданием. (из тучки «падает» ключ). Вот и первый ключик! Но куда же нам идти дальше? Может, нам тучка подскажет, где искать второе задание?
(Звучит запись тучки).
Тучка: Ребята, я рада вам помочь. Но злая Зима не сказала, куда спрятала остальные задания. Она только сказала, что одно из заданий находится у лесного зверька. Этот зверек небольшого роста, рыжего цвета, с пушистым хвостом. Это все, что сказала Зима.
Воспитатель: Ребята, кто догадался, что это за зверек? (белка). Давайте скорее искать белочку. (дети ищут белочку).
Вот она, красавица лесная! А вот и второе задание! Слушайте.
Игра «С кем дружит весна?» (перед детьми картинки: снеговик, солнышко, птицы, насекомые, снег, подснежники).
Воспитатель: Ребята вам нужно рассказать, с кем дружит Весна и с кем она не дружит, и объяснить, почему. Например, весна дружит с птицами, потому что весной птицы прилетают из теплых стран. Весна не дружит со снеговиком, потому что весной он тает.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием! А вот и второй ключик! (ключик дети находят под пушистым хвостом белочки).
Воспитатель: Мне кажется, пора отдохнуть. Вы согласны? Смотрите, какая полянка! (видят цветочную полянку). Давайте сядем на этой полянке. Закройте глаза, глубоко вдохните. Чувствуете запах цветов?
(релаксакционная пауза, дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Ну что, набрались сил для дальнейших испытаний? Тогда в путь! Ой, ребята, а куда же дальше? Где искать задание? (предположения детей).
(звучит голос белочки).
Белочка: Ребята, я очень хочу вам помочь. Когда Зима проходила по нашему лесу, она обронила картинку. Но холодный ветер разорвал ее на кусочки. Если вы снова соберете их в целую картинку, то узнаете, где искать следующее задание.
(дети собирают картинку, на которой изображено дерево).
Воспитатель: Так вот где спрятано третье задание! Ребята, ищем дерево! (дети находят дерево). А вот и задание! «Назови звук». Ребята, я буду называть вам весенние слова, а вы будете называть первый звук в каждом слове (слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка).
(с дерева падает ключик)
Воспитатель: Ура! У нас третий ключ! Осталось найти еще один! Справимся? (ответы детей). Конечно! Но куда же дальше?
(дети замечают тропинку со следами, выказывают предположения)
Воспитатель: Вы предлагаете пойти по этой тропинке? (ответы детей). Ну что же, посмотрим, куда она нас приведет. (все идут по тропинке. Тропинка приводит к замку Зимы. На воротах висит задание).
Воспитатель: А вот и последнее задание! Слушайте внимательно, ребята! «Назови ласково». Я буду называть вам весенние слова, а вы будете называть их ласково.
Ручей - (ручеек)
Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко)
Лист – (листик)
Птица – (птичка)
Дерево – (деревце)
Цветок – (цветочек)
Лужа – (лужица)
Воспитатель: Молодцы, ребята! (с ворот падает ключ). Ну вот, мы и собрали все ключи! Где же искать сундуки? (за воротами дети находят большой сундук, в котором спрятаны маленькие сундучки).
Воспитатель: Посмотрите, к каждому сундучку нужно подобрать свой ключик. (на сундучках и ключах – геометрические фигуры. Дети подбирают ключи к сундукам и освобождают лучики).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились! Скорей же, бежим к Солнышку и вернем ему лучики!
(дети прикрепляют лучи к Солнышку)
(звучит волшебная музыка и голос Солнышка)
Солнышко: Спасибо вам, ребята! Теперь я каждый день буду радовать вас своим светом и теплом! Теперь Весна быстрее найдет к вам дорогу! За вашу помощь я дарю вам солнечные улыбки! (корзинка с карамелью).
Подставляйте Солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман.
А затем, с любовью, понемножку
Раздавайте близким и друзьям!
Воспитатель: Ребята, я очень горжусь вами! Вы рады, что помогли Солнышку? А что вам больше понравилось в нашем путешествии? Что-то показалось трудным? Готовы ли вы и дальше помогать тому, кто окажется в беде? Я нисколько в вас не сомневаюсь и верю, что вы придете на помощь в любую минуту!