Наталья Жихарева
Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);
Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;
Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;
Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора „В гости к бабушке Варваре“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.
Предварительная работа:
загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.
Оборудование: видеописьмо, проектор, презентация, ёлочки для декорации, шапочка или маска зайца для хороводной игры, шапочка или маска медведя для игры «Мы в густом лесу гуляли», игрушка колобок, народные костюмы для детей и воспитателя, поднос с калачами для угощения.
Ход занятия
Эмоциональный настрой на занятие:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)
Сюрпризный момент:
- Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим. (Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)
- Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!
Беседа с детьми на стульчиках:
- Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.
- Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.
- Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!
- Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.
- Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.
- Но прежде чем отправиться в лес, посмотрим в окно и узнаем, какая на улице погода. Дети: На улице очень холодно и пасмурно.
- Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.
- А, какое у вас настроение? Ответы детей.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.
- Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.
- Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)
Ариша: Солнышко, покажись,
Обогрей, улыбнись.
К нам скорей приходи
И тепло принеси!
Вадик: Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
- Что – то не выглядывает солнышко. Придумала! Давайте все хором, дружно позовём солнышко закличкой «Приди, приди, солнышко!»
Хором: «Приди, приди, солнышко,
Загляни в оконышко,
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее!».
- Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)
- Значит нам пора в путь.
Отправляемся мы в лес
Полный сказочных чудес!
Игра «По ровненькой дорожке».
(Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):
По ровненькой дорожке (Идут шагом)
Шагают наши ножки.
По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)
По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)
По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)
В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)
- Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)
Ой, ребята, тише, тише!
Кажется, я что – то слышу.
- Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.
Загадка:
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)
- Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.
Хороводная игра «Мы на луг ходили». (Музыка к игре на слайде № 4, текст хороводной игры в приложении № 1)
- Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!
- Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.
Загадка
Он в лесу один живет,
Там он воет и поет.
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Может скушать целый полк,
Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)
- А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.
- Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?
Егор: Шел волчище через мост,
Четыре лапы, пятый хвост
Если мост провалится,
То волчище свалится!
Кирилл: Барашек на лугу гулял,
Барашек рожки потерял.
Шел стороной голодный волк,
Барашка он зубами щелк!
- Я знаю, что Катя тоже знает считалку.
Катя: Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мы вначале их поймаем,
А потом и поиграем.
- Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.
- Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.
Физминутка: «Ровным кругом»
(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг, стой на месте!
Дружно вместе сделаем вот так! (С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).
- Слушаем новую загадку.
Загадка:
Косолапые ноги,
Всю зиму спит в берлоге.
Догадайся, ответь,
Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)
Уж ты Мишенька – медведь
Что ты вздумал реветь?
Не лежи на боку,
Мы разгоним тоску!
Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.
Игра «Мы в густом лесу гуляли» (Музыкальное сопровождение к игре на слайде № 6).
Медведя выбирают считалкой «Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть». Медведь в центре круга «спит», а дети гуляют возле медведя и произносят слова:
Дети: Мы в густом лесу гуляли
И медведя повстречали.
Он под ёлкой сидит,
Растянулся и храпит.
Говорком: Тише, тише не шумите
Вы медведя не будите.
Медведь: Надоело Мишке спать
Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей)
- Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.
- Ребята, давайте поблагодарим медведя.
-До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.
Загадка
Повстречалась нам она:
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы)
- Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?
- Ребята, лиса отдаст нам колобка, если мы её потешим, расскажем ей все вместе потешку «Идёт лисичка по мосту».
Потешка:
Все вместе: Идёт лисичка по мосту
Несёт вязанку хворосту.
Воспитатель: Зачем ей хворост?
Дети: Печь топить.
Воспитатель: Зачем ей печь?
Дети: Обед варить.
Воспитатель: Зачем обед?
Дети: Гостей кормить.
Воспитатель: А гости кто?
Дети: Медведь с женой,
Да ёж, да кот,
Да мы с тобой.
- Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.
Матвей: Лиса-лисонька-лиса,
Лиса - рыжая краса,
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке
В огороде, в уголке.
- Как бы в крынку влезть,
Как бы масло съесть?
- Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!
- Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.
(Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)
Вижу, вижу теремок,
Из трубы идёт дымок.
Видно, в гости нас там ждут,
Угощенье попадут.
(Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)
Бабушка Варвара:
-Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!
(Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).