Светлана Орехова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Обитатели лесов Белогорья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Обитатели лесов Белогорья».
Цели: развивать связную монологическую речи дошкольников посредством ознакомления детей с животными лесов Белгородского края.
Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Обитатели лесов Белогорья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Формировать навыки связных речевых высказываний.
Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных.
Включить в словарь детей следующие понятия: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; волк, волчица, волчонок, волчата; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лисица, лис, лисенок, лисята; белка, бельчонок, бельчата; еж, ежиха, ежонок, ежата, бобр, бобриха, бобренок, бобрята, барсук, барсучиха, барсучонок, барсучата, лось, лосиха, лосенок, лосята.
Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Оборудование: куклы Белогор и Белогорочка. Демонстрационные картинки с изображением диких животных и их семей: заяц, зайчиха, зайчата; волк, волчица, волчата; медведь, медведица, медвежата; лисица, лис, лисята; белка, бельчата; еж, ежиха, ежата бобр, бобриха, бобрята, барсук, барсучиха, барсучата, бобренок, лось, лосиха, лосята. Ежонок, зайчонок, бельчонок, барсучонок, медвежонок, волчонок, лосенок, лисенок. Настольно - дидактическая игра «Кто, где живет?». Разрезные картинки.
Ход занятия: Дети заходят в группу. Здороваются с гостями и садятся за столы. Появляются Белогор и Белогорочка, в руках у них конверт, с картинками диких животных и их семей. Здороваются.
. Мотивационно-ориентировочный этап:
Белогорочка: - Ребята скажите вы любите гулять?
Дети: - Да!
Белогорочка:- А где вы гуляете?
Дети:- Во дворе дома, на участке в детском саду, на детской площадке!
Белогор: - А мы с Белогорочкой весной часто ходим гулять в лес, наблюдаем, как на Белгородской земле звери готовятся к приходу весны. Вот недавно были и в вашем лесу.
. Поисковый этап
Белогор: Ребята, а вы знаете, какие звери живут в вашем лесу? Как они называются?
Дети: - Да!
Вот Белогор и Белогорочка предлагают вам, поиграть в игры:
«Загадки и отгадки», «Закончи предложение», «Кто кем будет?», «Придумай слово – чей, чья, чьи», «Назови ласково». И узнать действительно ли вы знаете, диких зверей и как они правильно называются.
II. Практический этап
Белогорочка: - Сейчас мы поиграем в игру «Загадки и отгадки», и проверим, сумеете ли вы узнать лесных жителей. Отгадайте-ка загадки и объясните, что помогло вам их отгадать:
1) Игра «Загадки и отгадки»,
1. Колобок – не сказочный,
Колобок – загадочный.
Очень он похож на елку,
Только серые иголки.
Дети: - Еж!
Белогор: - Почему вы так решили?
Дети: - Потому что еж колючий, у него есть иголки и он похож на елку.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Следующая загадка: 2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: - Медведь.
Белогор: - Почему вы так решили?
Дети: - Потому что медведь большой, косолапый и любит мед.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Молодцы, следующая загадка: 3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её?
Дети: - Лиса.
Белогор: - Почему вы так решили?
Дети: - Потому что лиса хитрая, рыжая и у нее пушистый хвост.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Правильно, молодцы, следующая загадка: 4. Серый, страшный и зубастый,
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
Дети: - Волк.
Белогор: - Почему вы так решили?
Дети: - Потому что волк серый, зубастый и страшный.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Молодцы, следующая загадка: 5. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: - Заяц.
Белогор: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому что зайчик пушистый, у него длинные уши, и он любит морковку.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Молодцы, следующая загадка:
6. Хвост пушистою дугой, —
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Дети: - Белка!
Белогор: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому что белочка живет в дупле, у нее пушистый хвост, она умеет прыгать по деревьям.
Белогор: - Правильно! (показ картинки).
Белогорочка: - Молодцы, следующая загадка:
7. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
Дети: - Лось!
Белогор: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому что у лося есть тяжелые рога, он хмурый.
Белогор: - Правильно! (показ картинки). А еще ребята, мы сделали фотографии некоторых животных с их семьями. Давайте их рассмотрим.
Белогор: - Смотрим первую фотографию, назовите, кого вы видите?
Дети: - Папа – еж, мама – ежиха, а дети – ежата.
Белогор: - Смотрим на эту фотографию. Назовите, кого вы видите на ней?
Дети:- Папа – медведь, мама – медведица, а дети – медвежата.
Белогор: - Смотрим следующую фотографию. Назовите, кого вы видите на ней?
Дети: - Папа – лис, мама – лисица, а дети - лисята.
Белогор: - У нас есть еще фотография. Назовите членов этой семьи.
Дети: - Папа – волк, мама – волчица, а дети - маленькие волчата.
Белогор: - Смотрим фотографию этой семьи. Назовите, кого вы видите?
Дети: - Папа – заяц, мама – зайчиха, а дети - маленькие зайчата.
2) Дидактическая игра «Закончи предложение».
Белогорочка: - Молодцы ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы подберите нужное слово, чтобы его закончить.
- Карина, закончи предложение - заяц летом серый, а зимой - … белый.
- Маша, ежик маленький, а лось - … большой.
- Денис, волк зимой охотится, а медведь - … спит. - Яна, у волка мех серый, а у лисы мех - … рыжий. - Артем, у зайца хвост короткий, а уши - … длинные.
- Варя, белка спит в дупле, а медведь спит - … в берлоге.
- Рита, белка пушистая, а ёжик - … колючий.
Белогор: - Молодцы, ребята. Вы хорошо отвечали, а теперь пришло время отдохнуть.
(Дети выходят на ковер).
Физкультминутка «Дикие звери»
- Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
- Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
- Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, так шевелят ушками, беленькие зайчики. (Подвигать ладонями вперед – назад)
- Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. (Ходьба на месте на носочках, плавные движения руками перед собой)
- Волк озирается кругом, И мы головки повернем. (Руки на поясе, повороты головы влево – вправо)
- Теперь попрыгаем мы ловко, Как по деревьям скачут белки. (Прыжки на месте)
- Ходил медведь по лесу, топтался и рычал. (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
- Хотел он очень меда, а где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
(Дети остаются стоять на ковре)
Белогорочка: - Ну, вот мы отдохнули, и продолжим наше интересное занятие.
3) Игра «Кто кем будет?»
Дети делятся на 2 команды. Одной команде раздаются картинки диких животных, а другой команде картинки с детенышами диких животных. Детям нужно разобраться по парам (мама и детеныш).
- Маша, зайчонок будет кем?. Зайцем.
- Соня, лисенок будет кем?. Лисой.
- Варя, бельчонок будет кем?. Белкой.
- Арсений, волчонок будет кем?. Волком.
- Антон, медвежонок будет кем?. Медведем.
- Рита, ежонок будет кем…Ежом.
- Ярик, бобренок кем будет? … Бобром
- Яна, барсучонок будет кем? … Барсуком.
(Дети остаются на ковре, садятся)
Белогорочка:- Как интересно с вами играть. Хотите ещё поиграем в слова?
4) Игра «Назови ласково»
Дети:- Волчонок - волчоночек, лиса - лисонька, зайчонок - зайчоночек, медведь - медведюшка, бельчонок - бельчоночек, бобренок - бобреночек, белка - белочка, лосенок – лосеночек и т. д.
Белогорочка: - Молодцы, вы правильно подобрали нужные слова. А теперь следующая игра.
(Дети встают и подходят к столам)
5 Дидактическое упражнение «Придумай слово – чей, чья, чьи»
Дети распределяются на группы, подходят к столам, и собирают разрезанную картинку с каким-то животным, а затем идет беседа:
- Алиса, хвост чей? - Лисий, шубка – лисья, уши- лисьи.
- Полина, лапы чьи? - Медвежьи, нос – медвежий, голова– медвежья.
- Илья, уши чьи? - Заячьи, хвост –заячий, шубка – заячья.
- Глеб, шубка чья? – Беличья, ушки- беличьи, нос- беличий.
IV. Рефлексивно-оценочный.
Белогорчики: – заигрались мы с вами. Пора домой возвращаться. Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы сейчас играли? О каких животных мы сегодня беседовали с вами?
Ребята, Белогорчики, напоследок хотят еще поиграть с вами, если вам сегодня на занятии понравилось заниматься – похлопайте в ладоши, а если нет – то не надо хлопать. (Дети хлопают). Белогорчикам, тоже понравилось играть с вами, поэтому они дарят вам новую игру «Кто, где живет?».