Галина Брылякова
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Зима в лесу»
▼ Скачать
в подготовительной группе
Тема : «Составление коллективного рассказа
«Зима в лесу».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект по речевому развитию в подготовительной группе „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Учить детей составлять рассказ, используя мнемотаблицу, и на основе этого формировать обобщенные представления об изменениях в живой и неживой природе, а также умение видеть логическую связь между явлениями природы. Учить использовать выразительные средства языка при составлении рассказа.
2. Совершенствовать навыки словообразования. Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа родительного падежа. Учить употреблять в речи слова, которые не изменяются по падежам – пальто.
Продолжать упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола «хотеть».
Упражнять в подборе антонимов.
Продолжать учить детей строить фразу в соответствии с вопросом, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивающие :
3. Развивать познавательную активность, монологическую и диалогическую речь, зрительную память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение слушать товарищей.
Оборудование:
1. Мнемотаблица «Зима в лесу»
2. Пиктограмма к стихотворению «Здравствуйте!»
3. Набор сюжетных картин из серии «Времена года»- «Зима»,
«Лето»
4. Пособие «Обувь», «Одежда», «Следы»
5. Символы слов – полоски прямоугольной формы.
Ход занятия
1. Вводная часть. Воспитатель:
- Ребята, слышала я в Брянском лесу разговор здешних сорок- трещеток, что волшебница-Зима раздает пригласительные билеты на новогодний праздник и подумала, что не мешало бы и нашим детям получить такой билет.
-Дети, а вы хотите попасть на этот праздник?
Проводится игра «Желание».Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают, изменяя глагол «хотеть».
- Женя, ты хочешь пойти на праздник?
- А Таня с Ваней хотят пойти на праздник?
-А он (Денис) хочет пойти на праздник?
-А она хочет пойти на праздник?
-А ваши родители хотят пойти с вами на праздник?
-А теперь вы меня спросите: хочу ли я пойти на праздник.
Дети спрашивают: «А вы хотите пойти с нами на новогодний праздник?»
Воспитатель отвечает: «Я тоже хочу пойти с вами на праздник».
2. Актуализация знаний.
-Если у нас с вами такое общее желание, то мы отправимся в путь и думаю, что вы не испугаетесь «холодных» слов, которые нам приготовила Зима.
Проводится игра «Назови холодные зимние слова». Дети идут по маршруту, который размечен на полу и с каждым словом продвигаются вперед.
-Зима –это снег, холод, лед, мороз, метель, снегопад, гололед.
Воспитатель уточняет значение слов «гололед», «снегопад».
- Дети, вы назвали такие холодные слова, что стало очень холодно. Как же вы пойдете раздетые в зимний холод?
Проводится игра «Чего не стало?». Воспитатель показывает предметные картинки,на которых предметы одежды и обуви,а дети называют их в родительном падеже.
- Без чего мы не можем отправиться к зиме в гости?
-без колготок -без сапог -без носков
-без ботинок -без шарфа -без варежек
-без валенок -без шапки -без перчаток
-без шубы -без куртки -без пальто.
-У Тани есть теплое пальто?
- Где мы купим теплое пальто?
-У Светы оторвалась пуговица на пальто. Что нужно сделать?
(нужно пришить пуговицу на пальто)
-Как можно назвать по-другому теплое пуховое пальто? (пуховик)
-Какие вы молодцы, с такими знаниями нам трудности не страшны: в зимний холод всякий молод. «Дети наши в путь пошли, всю поляну обошли,
К старой елке подошли,
Разные красивые слова о зиме нашли.»
Дети подходят к елке, у которой лежат карточки прямоугольной формы- символы слов. Они поднимают карточку и называют слова – прилагательные о зиме. Воспитатель складывает эти карточки- слова в мешочек.
(Зима волшебная, красивая, хрустальная, снежная, морозная, веселая, холодная, белоснежная,)
-Молодцы ребята! Такие красивые слова о зиме могут сказать только такие дети, которые любят Зимушку. Вы сказали много слов, поэтому мешочек тяжелый.
Воспитатель показывает пиктограмму «Здравствуйте!» и дети рассказывают стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.
Здравствуйте, шубы и шапки – ушанки!
Здравствуйте, лыжи и быстрые санки!
Здравствуйте, снежные горы, катки!
Здравствуйте, звонкие кони – коньки!
Воспитатель обращает внимание детей на следы, нарисованные на карточках, лежащие на полу.
- Дети, оказывается здесь не только мы катались, но еще кто-то проходил.
Проводится игра «Чей след?». Дети определяют следы зверей и образуют новое слово.
След лисы – лисий след
След зайца – заячий след
След лося – лосиный
След белки – беличий
Следы птиц – птичьи следы
След волка – волчий след
След медведя – медвежий след.
- А вы видите медвежий след? Почему в этом лесу нет медвежьих следов?
(зимой медведи находятся в спячке)
- Тропинка, которая ведет вас к Зимушке – зиме затерялась в звериных следах, но мы протопчем тропинку, если составим рассказ «Зима в лесу».
Я вам скажу волшебные слова, которые помогут составить рассказ:
«Если ты подумаешь, то предложение придумаешь,
Если ты подумаешь, то тоже предложение придумаешь,
Если вы подумаете, то рассказ придумаете».
3. Основная часть НОД.
Воспитатель выставляет перед детьми мнемотаблицу и высыпает на стол карточки – символы слов, которые собирали в начале путешествия, играя в словестные игры, и предлагает не забывать использовать при составлении рассказа те слова, которые придумывали в играх. На таблице 12 клеточек- окошек. Дети по очереди составляют предложения, опираясь на модели, буквы, рисунки и,чтобы логическая цепочка не обрывалась, берутся за руки и продвигаются к домику Зимы, садятся за столы.
4. Заключительная часть.
Перед детьми на магнитной доске картинки про лето, а под ними с таким же сюжетом, но с зимним пейзажем. Воспитатель спрашивает:
-Как вы думаете, в какое время года мы с вами попали?
-Наверное с нами шутит злой волшебник Наоборот, ведь он не слышал какой вы сочинили рассказ. И поэтому вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот».
Воспитатель рассказывает :
В одном городе жил был упрямый непослушный мальчик, который все делал наоборот.
Велит ему мама ложиться спать, а он ---(ответ ребенка) встает.
Просит повернуться к ней, а он --- отворачивается.
Просит убрать игрушки,а он --- разбрасывает.
Просит разговаривать тихо, а он ---кричит громко.
Просит соблюдать правила движения, а он ---нарушает.
Говорит ему: «Сейчас зима», а он --- «Лето».
--Помогите,пожалуйста, мальчику исправиться и тогда вместо лета наступит зима.
- Сейчас вы превратитесь в художников, которые рисуют без кисточек и красок, а при помощи слов смогут поменять летний пейзаж на зимний.
Проводится игра на развитие воображения «Я бы нарисовал….»
Ребенок рассказывает о зимних изменениях в природе по одной картинке по типу игры «Наоборот», а воспитатель переворачивает картинку про лето, а под ней зимний пейзаж, соответствующий рассказу ребенка.
Все картинки открыты. Воспитатель подводит итог путешествия вместе с детьми.
-Дети, посмотрите, какой длинный путь мы с вами прошли. У нас никто не потерялся, потому что вы были внимательные, слушали ответы товарищей, помогали друг другу. А что у тебя получалось сегодня лучше всего? (индивидуальные ответы). О чем вы расскажите своим родителям после такого путешествия и в какие словесные игры вы поиграете с ними?
-А вот и пригласительный билет. (Воспитатель показывает билет и читает текст) «Всех детей вашей группы приглашаю на новогодний утренник, который состоится 27 декабря в 16 часов. Зимушка- зима.»
Галины Брылякова
воспитатель
детского сада №81 «Жаворонок»
г. Брянска