настя кожевникова
Конспект НОД по речевому развитию с помощью приема мнемотехники в средней группе «Степашка пришёл в гости. Признаки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию с помощью приема мнемотехники в средней группе
Воспитатель: Кожевникова Анастасия Викторовна
МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга»
Тема: Признаки весны. Степашка пришёл в гости.
Цель: Создание условий для формирования умения составлять связный рассказ с помощью мнемосхем.
Задачи образовательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с помощью приема мнемотехники в средней группе „Степашка пришёл в гости, Признаки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Признаки весны
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
Закрепить умение детей описывать диких животных по мнемотаблице
Упражнять детей в умение пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказки «Жихарка»
Формировать умение владеть речью как средством общения
Задачи развивающие :
Развивать зрительное внимание, память, творческое воображение
Развитие интереса к НОД и познавательной мотивации
Задачи воспитательные:
Развитие взаимодействия ребенка со взрослым
Доброжелательное отношение и взаимопомощь
Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь Степашке.
Приоритетная образовательная область: развитие речи
Область в интеграции: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды : в группе; мультимедийный проектор с презентацией загадок; мнемотаблицы : признаки времени года весны «Весна», «Дикие животные», к сказке «Жихарка»; Игрушка би-ба-бо зайца Степашка; «Чудесный мешочек» с карточками диких животных.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Жихарка»; заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»; дидактическая игра «Скажи наоборот»; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; рассматривание мнемотаблиц признаки времени года весны «Весна», «Дикие животные», к сказке «Жихарка», по стихотворению А. Плещеева «Весна».
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, но при этом мы попросим наших гостей поприветствовать нас, повторяя за нами все слова и движения:
(Дети поворачиваются лицом к гостям)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем голову и руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (помашем руками солнышку)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем руками из стороны в сторону)
Здравствуй, солнечный денек! (протягиваем руки вперед)
Я живу в родном краю, (показываем на себя)
Всех я Вас приветствую! (показываем на гостей и машем руками).
Воспитатель находит письмо и говорит:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это ласточка
Пролетая обронила?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте отгадаем загадки (мультимедийная доска и проектор включить загадки)
1. В синем небе алый мяч,
Он и светел и горяч (Солнце)
2. Белая морковка
Зимой растет,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льет (Сосулька)
3. Новоселье у скворца
Он ликует без конца
Чтоб у нас жил пересмешник –
Смастерили мы … (Скворечник)
4. В голубой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей)
5. Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нём, ни окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом, такой зовут… (Гнездо)
6. У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу от не замерзает,
А весна приходит тает. (Снеговик)
7. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
8. Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Про какое время года мы отгадывали загадки?
Дети: это время года – весна.
Основная часть:
Воспитатель: Правильно, это время года «весна». Ребята, а поможет нам повторить признаки времени года «Весна» наша помощница таблица, присаживайтесь на стульчики пожалуйста.
(дети по схеме составляют рассказ, о времени года «Весна», Карина, Игнат, Захар)
Примеры составления предложений по мнемоквадратам :
• Пришла (наступила) весна.
• Весной ярко светит и греет солнце.
• Весной день становится длиннее, а ночь короче.
• Весной тает снег.
• Весной бегут ручьи, появляются проталины.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
• Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы (ласточки, грачи, гуси, утки, скворцы).
• Весной птицы вьют гнезда и откладывают яйца, из них вылупятся птенцы.
• Весной сосульки свисают с крыш, на дорогах лужи.
• Весной просыпаются дикие звери (медведь, ежик, барсук).
• Весной заяц меняет белую шубку на серую.
• Весной на деревьях набухают почки. Лопаются почки и растут зеленые листочки.
• Весной люди одеваются в легкую одежду (курточки, шапки, перчатки, обувают резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной…серый,
Зимой снег чистый, а весной…грязный,
Зимой дни холодные, а весной…теплые,
Зимой дни короткие, а весной…длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной… яркое,
Зимой небо серое, а весной… голубое,
Зимой ветер холодный, а весной… теплый.
Воспитатель: Ребята, а давайте отдохнем, золотое солнышко позовём, вставайте в круг и за ручки беритесь.
Физминутка: «Солнышко»
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно, (хлопки в ладошки)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показать змейку руками)
Прилетело, сто грачей. (взмахи руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают (медленно присесть)
А цветочки подрастают, подрастают. (подняться показать как растут цветы, пальцы в стороны)
Воспитатель: мы поговорим с вами о диких животных. Где они живут?
Дети: Дикие животные живут в лесу.
Воспитатель: Каких диких животных вы знаете?
Дети: Волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка, барсук и т. д.
Звучит плачь зайки или педагог плачет за зайца.
Воспитатель: Ой, ребята, что я слышу, кто-то плачет за дверью, подождите я его приглашу к нам в группу.
Вносит игрушку – зайку Степашку. Дальше педагог говорит и за зайку.
Воспитатель: Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. А почему ты плачешь?
Степашка : Здравствуйте, ребятки. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на полянке у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост такой красивый! Потом прибежала его мама и сказала, что если ещё раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете про какого животного рассказал Степашка?
Дети: Степашка рассказал про лису.
Воспитатель: Правильно, это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису? В этом нам поможет наша помощница – таблица.
Описание по мнемотаблице «Дикое животное»
• Лиса – не домашнее животное, а дикое.
• Живет – она в лесу.
• Тело у нее рыжего (оранжевого) цвета.
• У лисы четыре лапы, голова, туловище, уши, пушистый хвост.
• Тело покрыто густой рыжей шерстью.
• Лиса – хищное животное, которая добывает себе еду: зайцев, мышей, ворует кур.
Воспитатель: (похвалить ребенка) А теперь поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что-то лежит! Хотите узнать, что в нём? Дети: да. Воспитатель: Я скажу вам по секрету, что в нем много карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной карточке и загадывать ребятам загадку про животное и поможет нам в этом таблица «Дикое животное», а вы ребята, дослушивайте, пожалуйста до конца загадку, если догадались кто изображен на карточке поднимайте руки, не выкрикивайте ответ: медведь, заяц, еж, волк и т. д.
Степашка : Ребята, молодцы я теперь больше знаю о диких животных, спасибо, что рассказали мне о них.
Воспитатель: Степашка, а ребята знают сказку про лису, хочешь они тебе её расскажут, а поможет им в этом таблица по сказке «Жихарка».
(6 детей по одному квадрату) составляют пересказ сказки «Жихарка»
Степашка : Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе, про диких животных и запомнил ваш рассказ о сказке «Жихарка».
Воспитатель идёт за ширму и зажигает свечу и берет угощение
Воспитатель: Посмотрите на огонечек свечи, подумайте о чём-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонёчек! Он вселяет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.
Рефлексивный анализ:
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие:
О каком времени года мы сегодня говорили? Дети: о весне.
Какие признаки весны вы запомнили? Дети: солнце греет, тает снег, бегут ручьи, птицы прилетают, на крышах сосульки, проталины лужи, люди надели легкую одежду.
Про каких животных вы загадывали загадки из чудесного мешочка? Дети: про диких животных, медведь, заяц, еж, волк и т. д.
Про какую сказку вы рассказывали Степашке? Дети: «Жихарка».
Воспитатель гасит свечу баночкой
Степашка : Я запомнил ваш рассказ ребята, побегу домой в лес и расскажу его своим друзьям зайчатам. А вас я угощаю конфетами, кушайте. До свидания.