Татьяна Беркутова
Конспект НОД по речевому развитию. Рассказывание по сюжетной картине «Катаемся на санках»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:научить составлять рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь:учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем; отгадывать загадки, читать стихи.
Развивающие :
Словарь и грамматика:закреплять в активном словаре названия предметовзимней одежды; учить использовать слова с противоположным значением ("тепло" -"холодно" "большой" - "маленький","громко" - "тихо")
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию, Рассказывание по сюжетной картине „Катаемся на санках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Санки
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] - [т']; учить произносить звукосочетания (топ-топ-топ) в различном темпе с различной громкостью.
Воспитательные:воспитывать доброжелательность, положительное отношение к окружающему, интерес к физическим упражнениям,чувство радости от достигнутого результата.
Демонстрационный материал:конверт с письмом, картина «Катаемся на санках»,игрушки- обезьяна, большой медведь, медвежонок, барабан.
Предварительная работа:наблюдения в природе, чтение художественной литературы о зиме, рассматривание тематических картинок.
Словарная работа:сугроб, намело, снежки, письмо.
Методы и приемы:
Наглядные:наблюдение, демонстрация картины, показ способа действия.
Словесные: рассказ, объяснение, чтение стихов, беседа, рассказывание по картине, загадывание загадок.
Практические:дидактическая игра «Чьи шаги?», физкультминутка.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Сюрпризный момент
Дети входят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель:
-Дети, к нам пришел гость, кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Строит рожицы,играет
На деревья залезает
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая,смешная
И проказница такая
Жить не может без банана
Кто же это? (обезьяна)
Воспитатель:
-Правильно- это обезьяна (показывает игрушку-обезьянку).
-Дети,посмотрите она грустная, у нее случилась беда. Друзья прислали ей письмо и картину (воспитатель показывает письмо и картину «Катаемся на санках»).В письме рассказывается о зиме, но он ничего и не понял.
Обезьянка живет в стране, где не бывает зимы, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Она ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках. Может быть, мы ей поможем, расскажем все, что знаем о зиме? (Ответы детей.)Воспитатель приглашает обезьянку остаться.
2. Основная часть.
Беседа «Наступила зима»
Воспитатель:
- Дети, какое сейчас время года (Ответы детей.)
-Скажите, а что изменилось в природе с приходом зимы (Ответы детей)
(Воспитатель обращается к обезьяне) Сейчас дети для тебя расскажут стихи про зиму.
"Зима пришла"
В гости к нам зима пришла Зайки шубки поменяли
Много снега принесла Серые на белые,
Мы на лыжах и коньках Не боятся и волков-
Можем покататься Вот какие смелые.
И в сугробе просто так От березок, от осинок
Можем повалятся Отвести не в силах взгляд
А в лесу как хорошо - Ведь зима им подарила
Горы снега намело! Яркий сказочный наряд.
И. Токмакова.
"Пришла зима"
Пришла зима веселая
С коньками и салазками
С лыжнею припорошенной
С волшебной зимней сказкою
На елке разукрашенной
Фонарики качаются
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается.
И. Черницкая.
Беседа по картине «Катаемся на санках»
Воспитатель показывает детям картину «Катаемся на санках» (обращается к обезьянке) :
-Сейчас ребята помогут тебе прочесть это письмо-картину. Увидеть все, что изображено на этой картине, могут только очень внимательные ребята.
Воспитатель:
- Какое время изображено на картине (Ответы детей.)
- Почему вы думаете, что зима (Ответы детей.)
-Кого вы видите на картине (Ответы детей.)
- Что мама надела? (Ответы детей.)
- Одежда на маме теплая? Почему (Ответы детей.)
- Кто везет санки (Ответы детей.)
- Мальчик большой или маленький (Ответы детей.)
- Как его зовут (Ответы детей.)
Дети называют разные имена. Вместе с воспитателем называют мальчика Мишей.
- Как одет Миша (Ответы детей.)
Дети перечисляют предметы одежды. Воспитатель уточняет, какого цвета эти предметы (шапочка, брюки, куртка).
- Кого Миша везет на санках (Ответы детей.)
Воспитатель уточняет: Мальчик на санках большой или маленький (Ответы детей.)
- Давайте дадим имена девочке и мальчику на санках. Как зовут девочку (Ответы детей.)
Дети называют имена, выбирают имя Таня.
Таня - сестра Миши. А как зовут маленького мальчика (Ответы детей.)
Дети называют имена, выбирают имя Андрюша.
Как одета Таня? (Ответы детей.)
Как одет Андрюша? (Ответы детей.)
Что случилось с Андрюшей? (Ответы детей.)
А потом? (Ответы детей.)
Физкультминутка
Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем (воспитатель приглашает детей встать в круг). Зимой на улице много снега. Дети любят играть в снежки. Покажите, как дети берут снег в руки.
Дети наклоняются вперед, не сгибая колен, показывают, как они берут снег.
Теперь давайте сделаем снежки.
Дети выпрямляются и показывают, как они делают «снежки».
Воспитатель: А теперь покажите, как дети бросают снежки?
(Дети показывают).
Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»
Воспитатель: Дети, послушайте мой рассказ. Мама и дети гуляют. Миша катает Таню и Андрюшу на санках. Миша повез санки быстро, и Андрюша упал. Мама просит Мишу остановиться. Она сажает Андрюшу на санки и говорит ему :" Держись за Таню и не упадешь". И дети поехали дальше.
Воспитатель вызывает желающих детей для совместного рассказывания.
После рассказа детей воспитатель убирает картину.
Воспитатель (обращается к обезьянке) :
- Теперь ты поняла, какое прекрасное время года - зима.
-А сейчас поиграй с нами в игру.
Дидактическая игра «Чьи шаги?»
Воспитатель показывает барабан и говорит: "Что это?"(Ответы детей.)
Воспитатель: Да, это барабан. Послушайте, как он звучит. ( Бьет в барабан и произносит: та-та-та.) Кто хочет поиграть на барабане? (Вызываются желающие.)
Воспитатель: Услыхал барабан. кто? (Показывает медвежонка. (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, медвежонок. Он быстро побежал к барабану: топ-топ-топ. (Произносит звукосочетания в ускоренном темпе, вполголоса.) Как побежал медвежонок? (Дети отвечают. Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Большой медведь тоже услышал песенку барабана и пошел на его "голос" : топ-топ-топ. (Произносит в замедленном темпе, громко.) Как пошел большой медведь? (Дети отвечают. Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)
Воспитатель: А сейчас я проверю, угадаете ли вы, когда идет большой медведь, а когда бежит медвежонок. (Воспитатель по- разному произносит звукосочетание топ-топ-топ, дети отгадывают чьи шаги.
3. Заключительная часть.
Воспитатель подводит итог, интересуется, что же нового и интересного узнали сегодня дети, хвалит всех за помощь обезьянке, приглашает ее погостить в детском саду.