Елена Солдатенко
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у художника. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель:
- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Рассказывание по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
Словарная работа:
- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему : «Весна»;
- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;
- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель», Вивальди «Времена года» («Весна»);
- чтение стихов о весне.
Материал:
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- магнитофон
- картины с изображением птиц ;
- портрет художника А. К. Саврасова;
- аудиозапись «музыка колокола».
- расписной сундучок;
- репродукции картин русских художников.
1. Введение игрового момента.
(воспитатель открывает сундучок, в нём – малярная кисть и коробка гуаши.)
- Ребята сегодня мы отправимся в Страну Волшебных красок. В некотором царстве, в некотором государстве, в «Стране Волшебных красок» краски, карандаши, кисточки жили дружно, никогда не ссорились и очень любили рисовать. Поэтому у них все вокруг было ярким, красивым, красочным. Главной в этой стране была Королева Кисточка. Кощей Бессмертный с Бабой Ягой похитили Королеву Кисточку, и всё стало в стране Волшебных красок бесцветным.
Давайте отправимся в страну Волшебных красок, спасём Королеву Кисточку. А для этого необходимо выполнить задание Девочки Акварельки. Итак, вы готовы?. Первое задание это нам необходимо поприветствовать друг друга.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься? (ответы детей)
Будем очень мы стараться? (ответы детей)
2. В гостях у художника.
- Посмотрите на картины. На какие группы их можно разделить? (пейзаж, портрет, натюрморт).
Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах».
Если видишь – на картине. Если видишь на картине
Нарисована река, Чашку кофе на столе,
Или ель, и белый иней, Или море в большом графине,
Или сад и облака, Или розу в хрустале,
Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,
Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,
Обязательно картина. Или все предметы сразу
Называется …. (пейзаж). Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …. (портрет).
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, а что же вы еще знаете? (ответы детей).
- Обратите внимание на ваших столах лежат репродукции картин разных жанров, вы должны выбрать и выставить только пейзаж, портрет, и натюрморт, чтоб у нас с вами получилась настоящая художественная галерея, а для этого мы разделимся на три группы. Ну что, готовы!.
- На столе лежат разные предметы: половник, кисточка, линейка, бумага, краски, щетка. Выберите те предметы, которые необходимы художнику.
– Ребята, отгадайте загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
- Назовите мне весенние месяцы.
- Как еще март называют в народе? (зимобором, грачовником, капельником).
После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.
Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.
В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.
2. Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Сейчас, я буду читать текст с пропуском слов – названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице идёт речь.
Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся …. (воробьи). На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые …. (сороки). На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня – чёрные с белыми носами… (грачи). Около старого скворечника распевают звонкую песенку… (скворцы). Они умеют подрожать голосам многих птиц.
-Рассмотрите изображение птиц : воробьи, сороки, грачи и скворцы.
- какие слова помогли вам узнать птиц?
3. Физкультминутка:
- Ребятки, давайте, немного с вами отдохнём. Для этого нам необходимо превратиться в птичек, и полетать стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка полетай – ка!
Полетели птички. (Бежать на носочках по кругу друг за другом)
Птички – невелички (размаивать руками, как крыльями)
Птички летают.
Устали не знают. (2 раза)
Стоп!
Сели птички на дорожку. (присесть, развернувшись лицом в круг)
Поклевали птички крошки: (стучат указательными пальцами, как клювом по полу)
«Клюю- клюю – поклюём.
Потом песенку споём». (встаём лицом в круг)
Звучит музыка «Колокольный звон».
- Ребята, что вы сейчас слышите?
- Верно, ребята, это колокольный звон, а звучит он с картины выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».. (звучит музыка Сеанс – сан-с Лебедь).
- что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (он увидел, как на берёзы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнёзда.)
- Сегодня с вами мы будем разговаривать о птице грач.
- Скажите мне пожалуйста как называется этот жанр картины?.
- Ребята. расскажите о грачах. Что они делаю? (ремонтируют гнёзда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит её в клюве. Грачи радостные, весёлые. Смешные, шумливые. Они громко кричат разговаривают на грачином языке делятся впечатлениями о далёком путешествии с юга на родину. Они счастливы. Что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнёзда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.)
- А как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнёзд? (здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна долина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)
- Какие деревья выбрали грачи? (грачи выбрали старую, корявую берёзу. Она толстая, ветки упругие, гнёзда надёжно укреплены. Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне дерева.)
- ребята, посмотрите внимательно, а если на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть – чуть просвечивается сквозь облака. На снегу видны тени от берёз. Чувствуется, что снег тает под тёплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачными облаками).
- Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно весеннее небо? (небо покрыто голубовато – серыми тучами. Оно низкое, густое, холодное. Но лучи солнца освещают облака и кажется, что вот –вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (потемневшим, рыхлым, холодный, мокрым, подтаявшим, печальным).
- Что чувствуете когда смотрите на картину? (немного холодно, радостно, ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей весне).
- Ребята, давайте по картине подберём слова – приятели к следующим понятиям:
• Весной природа пробуждается (оживает, просыпается)
• Открыли весну (принесли) грачи
• На проталинах появляются их темные (черные) стаи
• Зиму грачи провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны
• По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели.
• Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути.
• Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи.
• Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.
• В стороне расхаживает одинокий грач (гуляет, шагает, ходит, бродит)
• Снег мокрый (влажный, сырой)
• Воздух чистый (прозрачный, хрустальный)
• Поля потемнели (почернели)
• Грачи строят (вьют, сооружают, возводят, обустраивают) себе гнезда
• Березки кривые (гнутые, корявые)
• Грачи спешат (торопятся) построить гнезда
• Березки, словно живые протягивают друг другу свои озябшие (замершие, оцепеневшие) ветви.
- Ребята, вам понравилась картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» ?
- Кто желает по этой замечательной картине сочинить свой рассказ? Рассказать о солнце, о небе, о наступившей весне и уходящей зиме, о берёзе и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая своё настроение и отношение к главным персонажам.
Дети по желанию рассказывают по картине, придумывая название рассказа.
Пример рассказа : На картине начало весны. Тает снег. Талая вода стекает в овраг. На синем небе нет солнца. Всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают себе гнёзда.
На окраине маленького села возвышается небольшая колоколенка. К синему с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. На ваших глазах происходит великое чудо пробуждения весны.
Подведение итогов:
- Скажите мне пожалуйста, о каких жанрах картин мы сегодня разговаривали?
_ По какой картине м сегодня работали?
- Что мы узнали о ней?
- Кто был главным сюжетом в этой картине?
- Ребята, посмотрите внимательно на экран, здесь изображены такие чувства, как скука, злость, радость, восхищение. Так скажите мне пожалуйста какие чувства у вас сегодня вызвало наше занятие а наблюдение по картине?
Мы выполнили с вами все задания девочки Акварельки: побывали в стране Волшебных красок и спасли Королеву Кисточку. Жители этой страны благодарят нас за это.