Полянская Елена
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Фольклорию»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД с детьми 6 – 7 лет «Путешествие в стану Фольклорию».
Цели и задачи.
- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;
- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, народные игры);
- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;
- прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Ход.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие в страну Фольклорию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по необычной стране, которая называется Фольклория. А как вы думаете, почему эта страна так называется? Не догадываетесь? Ну, тогда поехали, а в конце путешествия, вы мне скажете, почему же ее так назвали.
На чем же нам отправится в путешествие? Подумайте и скажите, как люди в стародавние времена передвигались по миру.
- Пешком и на лошадях.
- Какое сейчас время года?
- Зима.
- Так давайте отправимся на тройке с бубенцами. (демонстрация слайда 1)
Вот и первая остановка деревня Потешкино.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Здесь живут потешки. Потешка – это жанр устного народного творчества, которая развлекает и развивает малыша.
Вспомните, какие потешки вы знаете? Я начну, а вы продолжите:
- Сорока, сорока… (дети продолжают, по окончании показ слайда 2)
- Ладушки, ладушки (дети продолжают, по окончании показ слайда 3)
- Водичка, водичка (дети продолжают, по окончании показ слайда 4)
- Пошел котик на торжок (дети продолжают, по окончании показ слайда 5)
Отправляемся дальше (демонстрация слайда 1)
Следующая остановка озеро Загадочное. (демонстрация слайда 6)
Загадки просто и красочно повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи.
Чтобы перебраться через него надо отгадать загадки.
- Лес валит,
А не лесоруб,
Плотины строит,
А не гидростроитель.
- Бобер. (демонстрация слайда 7)
- По тропинкам, по низинкам
Ходит лесом невидимка,
Повторяя вслед за мной
Все слова в тиши лесной.
- Эхо. (демонстрация слайда 8)
- Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?
- Коньки. (демонстрация слайда 9)
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь-лесной.
- Медведь. (демонстрация слайда 10)
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?
- Лыжи. (демонстрация слайда 11)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы.
- Санки. (демонстрация слайда 12)
Вот и перебрались. Можем отправляться дальше. (демонстрация слайда 1)
Следующая остановка лужайка Игровая. Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. Давайте с вами вспомним, в какие народные игры мы с вами играли.
- «Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Жмурки, «Бабка Ежка», «Ястреб», «Бубенцы», «Салки», «Гуси-лебеди», «Мыши и кот», «Лапта» и др.
А сегодня мы с вами поиграем в русскую народную игру «Пирог».
Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он, какой высоконький,
Вот он, какой мякошенький,
Вот он, какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
(Демонстрация слайда 1). Нас снова ждет наша тройка. Едем дальше.
Вот мы с вами на станции Поговоркино.
Пословицы и поговорки – это лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости.
Продолжите пословицу:
- Без труда …. не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься — …. люби и саночки возить.
- Семь раз отмерь… …. один — отрежь.
- Тише едешь —…. ….дальше будешь.
- Поспешишь — ….людей насмешишь.
- Не откладывай на завтра то…. что можно сделать сегодня.
- Делу время…. потехе час.
(Демонстрация слайда 1). Едем дальше.
Вот и наша последняя остановка гора Сказочная. (Демонстрация слайда 13).
Вспомните, какие бывают сказки.
Сказки о животных. Здесь главные персонажи - это животные. Какие сказки о животных вы знаете.
- "Теремок", "Репка", "Колобок", «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.
Социально-бытовые сказки, в них показана реальная жизнь, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа.
- "Каша из топора","Барин и плотник", "Мужик и поп", «Семилетка» идр.
Сказки волшебные. В таких сказках обязательно есть положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви.
- «По щучьему веленью», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка - Бурка», «Крошечка Хаврошечка» и др.
Отгадайте о героях каких сказок пойдет сейчас речь:
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению) (Демонстрация слайда 14).
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят) (Демонстрация слайда 15).
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди) (Демонстрация слайда 16).
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя) (Демонстрация слайда 17).
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка) (Демонстрация слайда 18).
Вот и подошло к концу наше путешествие. По какой стране мы сегодня путешествовали?
- По Фольклории.
Что же это за страна?
Это страна устного народного творчества.
А какие еще остановки мы с вами могли сделать? Какие жанры устного народного творчества вы знаете еще?
- Колыбельные песни, скороговорки, заклички, считалки, небылицы, былины.
-Туда мы с вами отправимся в следующий раз.