Алена Бровкина
Конспект итогового НОД по речевому развитию «Путешествие в страну грамоты» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речевой активности детей
Программное содержание
• Совершенствовать умение детей проводить звуковой, слоговой анализ слова
• Закреплять умение использовать в речи предлоги, слова родственники, притяжательные прилагательные.
• Упражнять в умении использовать в речи существительные единственного и множественного числа, согласовывая их в роде и падеже.
• Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение дополнять ответы товарища.
Публикация «Конспект итогового НОД по речевому развитию „Путешествие в страну грамоты“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал
Презентация по теме занятия, указка, модели звукового анализа слова, медали.
Методы и приемы
Сюрпризный момент, художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы, поощрение, самостоятельная деятельность, рассматривание.
Предварительная работа
Беседы, работа над предложением, звуковым анализом слова, работа со схемами предлогов и слов – родственников, разучивание физкультминутки.
Ход занятия
В: Вот и подошел к концу учебный год, вы уже многому научились, сегодня я хочу проверить что вы знаете и умеете?
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да, любим.
В: Я предлагаю вам отправится в путешествие в страну «грамоты», а, чтобы мы не сбились с пути, у меня есть карта этой страны (1 слайд). Наше путешествие очень необычное, нам предстоит преодолеть различные преграды и выполнить разные задания. Ну, что же отправляемся в путь (включаю запись песни). В стране Грамоты, нам нужно попасть в главный город мастеров, путь туда неблизкий. Вот и наше первое задание:
В: Из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из звуков.
В: Во что складываются звуки?
Д: Звуки складываются в слова.
В: А слова?
Д: слова складываются в предложение.
Посмотрите, на нашем пути стоит теремок (слайд № 2). Чтобы узнать, кто живет в теремке, нужно ответить на вопрос. Слушайте внимательно. Вспомните и назовите маленькие слова?
Д: под, за, к, в, на, около и т. д.
В: Правильно. Посмотрите, на схему этого маленького слова и составьте с ним предложения (слайд № 3)
В: Какое маленькое слово ты использовала Лера (Алена, Егор, Арсений)
Д: Я использовал маленькое слово в и т. д.
В: какие вы молодцы, справились с этим заданием. Тогда дальше в путь.
Посмотрите, что это такое? (слайд № 4)
Д: это поляна.
В: Правильно, поляна, на ней живут родственные слова. Скажите, что такое родственные слова?
Д: это слова, у которых часть слова одинаковая.
В. Подберите родственные слова к слову поляна, используя схемы
(слайд № 5)
___ поляна;
Полянка
Полянища
В: Ребята, что растет на поляне?
Д: На поляне растут цветы.
Подберите слова родственники к слову цветок.
Цветок
Цветочек
Цветище
Цветочный
Что еще растет на поляне?
Д: еще на поляне растут грибы
Подберите родственные слова к слову грибы (схема та же).
Молодцы, а сейчас отгадайте загадку, слушайте внимательно.
Вот осиновая роща,
Под осинкой я расту
В ярком красненьком берете
Меня узнаешь за версту. (подосиновик) (слайд № 6)
Д: Это подосиновик.
Правильно, я прочитаю загадку еще раз, а вы найдите в ней родственные слова к слову подосиновик. (чтение загадки)
Д: Родственные слова к слову подосиновик – осиновая, осинкой.
Слушайте еще одну загадку.
Из-под снега в лесочке
Появились цветочки
Снежок растай,
Нам проталинку отдай.
Д: это подснежник. (слайд № 7)
(проводится аналогично первой загадке). Слова родственники – снега, снежок.
В: Назовите любые слова
Д: называют слова
В: Давайте разделим слово, (из тех, которые назовут дети, на слоги. Назовите первый, второй, третий слог (в зависимости от количества слогов в слове).
В: Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
В: Назовите, какие бывают звуки?
Д: Звуки бывают гласные и согласные.
А сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова ___, выложив его модель. Дети выкладывают модель на столе.
В: Саша, почему ты положил квадраты разного цвета?
Д: Потому в этом слове есть гласные и согласные звуки.
В: Каким цветом обозначен согласный звук?
Д: Согласный звук обозначен синим цветом.
В: а гласный?
Д: Гласный обозначен красным цветом.
В: Кристина, расскажи, как ты выложила свою модель? (ответ ребенка)
Например, слово – дом: первый квадрат синий, т. к. звук (д) - согласный; второй квадрат красный, т. к. звук (о) - гласный; третий квадрат опять синий, т. к. звук (м) – согласный.
В: Молодцы ребята, справились и с этим заданием, отправляемся дальше.
В: А, сейчас пришла пора, отдохнуть нам, детвора.
Физкультминутка. (слайд № 8 с музыкой для физкультминутки)
А проведет ее Лера.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысячи цветов вокруг! (потягивание – руки в стороны)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер направо и налево (наклоны к правой и левой ноге).
К небу руки потянули
Позвоночник растянули (потягивание, прогибание, руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место тихо сели (можно повторить два раза).
В. Отдохнули, можно продолжать наше путешествие. Посмотрите, мы попали в необычный лес, в котором живут необычные звери. Слайд № 9)
Это что за чудо – зверь
Посмотри скорее
Из кого составлен он –
Отвечай быстрее.
В: (слайды). Посмотрите на эти картинки и расскажите об этих животных.
Д. У этого животного голова – львиная, туловище - собачье, ноги – лошадиные. Аналогично проводится работа с другими картинками.
В: Молодцы ребята, так хорошо справились с этим заданием. Но нам пора отправляться дальше в страну грамоты.
Посмотрите – ка вот мы и попали в страну грамоты, в ее главный город – город мастеров. (слайд № 10)
Внимательно рассмотрите эту иллюстрацию и скажите Кто это?
Д: это каменщик. Слайд № 11)
В: Из чего он делает предметы?
Д: Каменщик делает предметы из камня.
Как мы назовем эти предметы одним словом – они…
Д: Они каменные.
Назовите предметы из камня. (слайд 12)
Д: каменный дом, каменный мост, каменная статуя и т. д.
Далее проводится аналогичная работа с другими иллюстрациями. (на каждую иллюстрацию слайд)
В: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, если вам все понравилось, то покажите улыбающийся смайлик, если вам было трудно, или у вас, что-то не получилось, то грустный смайлик
В: мне тоже очень понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы полным ответом, помогали своим товарищам (слайд № 13).
Я приготовила для вас сюрприз (дарю медали) занятие окончено.