Епанчинцева Евгения
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Космос. Число и цифра 5». Старшая группа (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
Программные задачи:
1. Учить детей ориентироваться на листке бумаги (верх, вниз, слева, справа)
2. Учить детей отсчитывать в пределах 5.
3. Восприятия количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализатора
4. Знать место числа 5 в числовом ряду.
5. Называть соседей чисел до 5.
6. Уметь соотносить числительное с предметами
7. Сравнение количества: больше, меньше или равно. Обозначать соответствующим знаком.
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений „Космос, Число и цифра 5“, Старшая группа (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
8. Закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, треугольник разносторонний).
9. Развитие зрительно-моторной координации.
10. Назвать состав числа 5.
11. Развитие общей и мелкой моторики.
12. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
13. Развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление.
14. Закрепить прямой и обратный счёт.
Предполагаемый результат : уметь работать по числовому ряду, решать задачи с числом 5. Ориентировка на листке бумаги.
Предварительная работа :
Проведение графических диктантов, дидактические игры по составу числа, индивидуальные занятия
Интегрируемы области: «Коммуникация» «Социализация» «Познавательное развитие»
Материал и оборудование : Лототрон, киндеры; космонавты, звёзды, ракеты; фланелиграф, лист с ракетами; ракета из геометрических фигур Блоки Дьенеша. Числовой домик.
Орг. момент
Дефектолог: Сегодня тебя ожидает необычное путешествие. Но куда мы отправимся, ты должна угадать. Послушай эти звуки, музыку и скажи, о чем они тебе напоминают. (Старт ракеты, звуки космоса)
- Правильно ты полетишь в космос. А как называют людей, которые летают в космос. (Космонавты.)
- На чем ты полетишь в космос? (На ракете)
1. Дефектолог: «Геометрические фигуры» А для этого необходимо построить ракету. (Строим ракету из блоков Дьеныша по образцу)
Дефектолог: Замечательно!
-Из каких геометрических фигур состоит наша ракета? (3 квадрата, 2 круга, 1 равносторонний треугольник, 2 разносторонних треугольника)
- Посмотри, а двигатель у ракеты похож на разносторонний треугольник.
2. Дефектолог: «Разносторонний треугольник» Почему треугольник называют разносторонний?
Дефектолог: А теперь летим в космос.
3. Дефектолог: Вспомним, какие цифры ты знаешь? На старт, внимание, полетели «Прямой счёт»(1,2,3,4)
А следующая цифра 5 :
У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят.
4 Дефектолог : «На что похоже цифра 5» (На морского конька)
1. Дефектолог: «Выкладываем цифру 5» из лего по образцу
Дефектолог: Но пока мы приземляться не будем. А посмотрим, что происходит в космическом пространстве.
2. Дефектолог: «Развитие зрительно-моторной координации»
- Наша ракета летим по млечному пути. Млечный путь похож на пружину или спираль. (Одновременно обведи по линиям правой и левой рукой)
7. Дефектолог: Игра «Лототрон» по лексической теме: «космос» Количество и счёт.
- Возьми наш фланелиграф поверни чёрной стороной - это будет космическое пространство.
-Крути лототрон: «Кручу, верчу, запутать хочу». Достань из лототрона 4 киндера белого цвета. Посмотри что в белых киндерах (звёзды).
- Положи на фланелиграф слева на право все звёзды. Давай их посчитаем (4 звезды)
- Крути лототрон: «Кручу, верчу, запутать хочу». Достань из лототрона 4 киндера жёлтого цвета. Посмотри что в жёлтых киндерах (4 ракеты)
- Положи на фланелиграф слева на право все ракеты. Давай их посчитаем (4 ракеты)
8. «Больше, меньше или равно. Обозначать соответствующим знаком» Сколько всего зажглось звезд? Сколько ракет вылетело? Какой знак между ракетами и звёздами поставим (И звезд и ракет поровну, по 4, знак =)
Физкультминутка «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (ребёнок делает рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бежит на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делает гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляет согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
9. Дефектолог: «Соотносить числительное с предметами». «На один больше»
- Посмотри, зажглась еще одна звезда. На сколько стало больше звезд? (На одну). Положи на фланелиграф одну звёзду
-Сколько звезда стало? (Пять)
- А теперь давай запишем наш пример на фланелиграфе.
- Под четырьмя звёздами какую цифру мы поставим? (4).
- Затем знак +
- А под одной звездой, какую цифру поставим? (1)
-Затем знак =
- Сколько всего звёзд у нас зажглось в космическом пространстве? (5 звёзд)
- Как это записать(4+1=5)
10. Дефектолог: Работа у доски. «Числовой ряд»
- В волшебном мешочке, все цифры перепутались. Нужно цифры поставить по порядку. (012345)
11. Дефектолог: «Соседи чисел до 5»
- А теперь назови соседей цифры 2, 4. (У цифры 2 соседи 1и3; У цифры 4 соседи 3и5)
12. Дефектолог: Работа у доски. «Состав числа» Числовой домик.
- А теперь посмотрим на наш числовой домик и скажем, каким образом можно получить число5 (работа у доски с числовым домиком.)
Дефектолог: Садимся на свои места. Пальчиковая гимнастика «Космонавт летит в ракете»
Чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.
Завести моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (кончики пальцев)
Приготовиться к запуску.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт летит в ракете»
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
13. Дефектолтог: Ориентировка на листе бумаги: «Ракеты»
- Раскрась ракеты, которые летят вверх-красным цветом. Ракеты, которые летят вниз - синим цветам. Ракеты, которые летят налево-зелёным. И ракеты, которые летят направо жёлтым. В центр листа положи фиолетовую звезду. 14. Дефектолог: Обратный счёт, игра «Пуск! Полетели!»
- Ну а теперь пора возвращаться назад домой на нашу планету «Земля» Чтобы запустить двигатель надо провести обратный отсчет : «5,4,3,2,1»
Пуск! Полетели!
Молодец, вы справились и с этим заданием!
15. Итог
И так, где мы с побывали? С какой цифрой познакомились? Чем занимались?
Мы за время полета выполняли очень много заданий.
Сегодня мы были космонавтами : смелыми, здоровыми, выносливыми, любознательными, целеустремленными, умными, заинтересованными, любопытными, отважными, сообразительными. Молодец! Открывай свой блокнот будем клеить наклейку!
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР, проведённого учителем-дефектологом Епанчинцевой Е. В Дата: 4.04.2022. Форма проведения: индивидуальная. Поставленные цели и задачи занятия были решены. Для этого я использовала разные методы и приёмы.
НОД по ФЭМП был проведён по лексической теме «Космос», это способствует не только развитию мыслительных операции, но и обогащению активного словаря. Организационный момент был сформирован, так чтобы вызвать интерес к занятию. В начале занятия провела игру «Строим ракету из блоков Дьенеша», этот приём позволил настроить ребёнка на занятие, и заодно закрепить знание о геометрических фигурах. А также уточнить название недавно изученной геометрической фигуры «разносторонний треугольник». С цель активизаций внимания, памяти, воображение была использована игра «порядковый счёт», «на что похоже цифра 5» «выкладываем цифру 5». Нейропсихологическое упражнение межполушарное взаимодействие позволила игра «млечный путь». А так же это игра способствует «развитию зрительно-моторной координации». На занятии использовала здоровье сберегающие технологии физкультминутка «Космонавты», пальчиковая гимнастика «Космонавт летит в ракете». Одной из приёмов по развитию мыслительных операций была проведена Игра «Лототрон» по лексической теме: «Космос», где решались такие задачи как «количество и счёт», «больше, меньше или равно», «соотносить числительное с предметами», «на один больше». Одной из задач по развитию внимания, памяти и логического мышления, были использованы упражнения работа у доски, «Числовой ряд», «Состав числа». Игра «Ракета» решала задачу «ориентировка в пространстве» в данном задании на листе бумаги. На заключительном этапе занятия была проведена игра «Пуск! Полетели!» обратный счёт. Развитие зрительного внимание, умение слушать и отвечать на вопросы решалось через все коррекционные задачи. Умение делать самоанализ-тоже важная коррекционная задача, поэтому итог занятия провожу вместе с детьми. Структура и время занятия соблюдена. На протяжении всего занятия велась индивидуальная работа, использовался разнообразный наглядный материал, что позволило активизировать внимание.