Сысоева Анна
Проект «Волшебный мир оригами» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность –изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также
творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей
5-6 лет, а также развития их творческих способностей
представляет оригами.
Актуальность:
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в
Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и
разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет
огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с
бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий
мир.
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет
развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный
вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать
положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные
математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на
части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с
легкостью ориентируясь на листе бумаги.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами
как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие
способности, мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер,
пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у
дошкольников.
Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет
большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в
школе.
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей
дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике
оригами.
Задачи:
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать
глазомер, пространственную ориентировку;
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
Вид проекта: творческий;
Продолжительность: долгосрочный;
Участники проекта: педагоги, дети, родители;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие;
Постановка проблемы:
Дошкольники группы на данный момент испытывают следующие
трудности:
- мелкая моторика детей развита на низком уровне;
- увеличение объема информации и дефицит игровой деятельности
детей;
- дошкольники не применяют продукты детской деятельности в
самостоятельных играх.
Первый этап -подготовительный:
1. Создание детского центра активности «Оригами». Консультации на
тему «Базовые формы оригами» Консультации на тему «Оригами в старшем
дошкольном возрасте»
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами, Просмотр
видеофильмов «Базовые формы оригами» Помощь в организации центра
активности детского творчества
3. Просмотр видеофильма на тему «Базовые формы оригами».
Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
4. Чтение художественной литературы Японский журавлик»,
«Сказки о нарциссе и розе»,«Сказки о кораблике».
5. Знакомство со специальными терминами и условными
обозначениями: складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию,
выгнуть наружу и т. д.
Второй этап – основной:
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в
технике оригами. Организация мастер-класса по изготовлению поделок в
технике оригами. Беседа «История возникновения техники оригами»,
значении для детей старшего дошкольного возраста.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами Проведение
интегрированных занятий по конструированию из бумаги (оригами).
Консультация для родителей «Оригами – как одна из форм работы с детьми
по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного
возраста».
3. Беседы «История появления оригами» «Бумага, разновидности
бумаги». Волшебный мир бумаги» Сотрудничество с детской библиотекой в
помощи с методической литературой. Консультации для родителей
«Волшебная бумага».
Занятия по конструированию из бумаги (оригами):
Базовая форма «квадрат»,«двойной
квадрат»,«книжка»,«треугольник»,«рыба»,«лягушка»,
«птица»,«кошелек», «самолет». И производные от этих форм поделки.
Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Составь узор»,
«Калейдоскоп»
Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений:
цвет, форма, размер.
Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и
треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая,
верхняя, нижняя, центр, середина.
Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами:
Вертушки, самолеты, кораблики, бабочки, машины, лодки, пароходы.
Для сюжетно-ролевых игр: лягушки, кулечки, кошельки, птички,
рыбки, кошки, собачки.
Оформление коллективных работ: «Военная техника», «Для любимой
мамочки», «Весенний букет», «Любимая игрушка».
Третий этап – итоговый.
Интегрированные занятия: «Птицы», «Весенние цветы, «Любимая
игрушка». Участие в мастер-класс по теме «Оригами для дошкольников».
Консультации для родителей «Бумажные игрушки»
«Весна пришла» - организация выставки «Мои поделки по оригами».
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться различным приемам работы с бумагой; уметь
проявлять творчество в художественном оформлении работ; применять
знания, полученные на занятии, при создании композиций; научиться
следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия
оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Используемая литератур:
• Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание
№ 8, 2003, стр. 40;
• Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,9, 11 - 1999г., Гусакова М., №
5-1997 г., стр. 51, Игры-сказки в обучении оригами; № 4=1995 г.,
стр. 52, Мир оригами;
• Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. - М. : Гардарика, 2008. - 368 с. ;
• Тарловская Н. Ф., Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду, М., 1994;
• Соколова С. В. «Игрушки из бумаги: Оригами для малышей» С. В.
Соколова. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009г. (Серия «Я
расту!»).
• Табарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Т. И. Табарина. –
Ярославль: Академия развития, 1996г.
• «Художественно-творческая деятельность. Оригами»: тематические,
сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. авт. - сост. И. А. Рябова,
О. А. Дюрлюкова. Волгоград: Учитель, 2012г.
• Хага К. «Оригамика. Геометрические опыты с бумагой». По ред.
Массама Исоды и Ивана Высоцкого, изд. МЦМНО 2012г.
• Черенкова Е. Ф. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей» Е.
Ф. Черенкова. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007г. (Серия
«Учимся играючи», «Азбука развития»)