Грунина Ирина
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки «Почтовая улитка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ сказки "Почтовая улитка"
Цель: обучение связному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.
Для осуществление цели необходимо выполнить ряд задач: образовательные, развивающие, воспитательные.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомство детей со сказкой "Почтовая улитка"
- научить детей составлять простые предложения, опираясь на графические схемы;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки „Почтовая улитка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Улитка
- Темочки
2. Развивающие :
- формировать умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
- развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
3. Воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности;
- направить детей к проявлению самостоятельности в решении речевых задач;
- воспитывать ценностное отношение к художественным произведениям.
Предварительная работа: чтение сказок русских писателей, чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, дидактические и подвижные игры, отгадывание загадок.
Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник.
Методы и приемы:
1) Игровые: физкультминутка.
2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения.
3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.
4) Практические: работа с опорными схемами.
Оборудование: иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Игра приветствие
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг и за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных. И поговорим….
А вот о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем.
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)
Показ 1 иллюстрации
Воспитатель: Вам известно, чем питается улитка? (ответы детей)
Воспитатель:
- Улитка - травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами.
2 иллюстрация. Попробуйте объяснить как ест улитка? (ответы детей)
Воспитатель:
- На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу.
3 иллюстрация. Как живет улитка? (ответы детей)
Воспитатель:
- Влаголюбива - это значит, любит влагу. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит в своей раковине, а ночью выходит питаться. Наиболее активна улитка ночью или после ливня.
4 иллюстрация. Как двигается улитка? (ответы детей)
Воспитатель:
- Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова : «Улитка, проползи немножко на своей ножке!»
(Дети хором произносят эти слова).
Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см).
5 иллюстрация - Зачем улитке рожки?
Воспитатель:
- У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усиками улитка нюхает, улавливает запах. А рожки это глаза. Рожки и усики улиток очень чувствительны : если они случайно касаются какого - либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь.
- Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки.
3. Поисковый этап
Воспитатель:
- Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак….
Чтение сказки «Почтовая улитка».
Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, - думала она, - разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!»
Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно.
- Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте.
-Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие-то! Кому они будут нужны?
«Эх, - вздыхала улитка, - и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте.
- Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами.
- Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном!
Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, - было написано на конверте, - пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться».
Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски?
- Улитка! – вдруг вспомнила сорока.
- Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась!
Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке.
И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал сказки «Почтовая улитка» из интернета)
Воспитатель:
- Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем о смысле сказки. Старайтесь отвечать развернутыми, полными предложениями.
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кем хотела быть улитка? (ответы детей)
- Почему ей нравилась профессия почтальон? (ответы)
- Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? (ответы)
- Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? (ответы)
- Что советовал заяц улитке? (ответы)
- Что произошло дальше? (Ответы детей)
- Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей)
Воспитатель дает определение выражения.
- «Озадачились» значит попасть в трудное положение, когда затрудняешься с ответом.
- Что предложила сорока? (ответы детей)
- Что значит «ответственный работник»? (ответы)
Воспитатель дает определение выражения.
- «Ответственный работник» - выполняющий работу аккуратно, старательно.
Воспитатель:
- А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку.
Физкультминутка «Улитка».
Ползет улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
Повторное чтение сказки.
Воспитатель:
- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. Читать сказку я буду с опорой на схемы.
Воспитатель во время чтения выставляет схемы
4. Практический этап.
Пересказ сказки с опорой схемы
Воспитатель:
- Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.
Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям).
Воспитатель:
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (воспитатель вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
- А как бы вы озаглавили эту сказку?
Подведение итогов занятия
Воспитатель:
- С какой сказкой вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Что вам больше всего запомнилось из сказки?
5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Кто был героем нашего занятия?
- Что нового вы узнали на занятии?