Светлана Викторовна Каказеева
Конспект НОД по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие» (развитие речи, «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)
Задачи:
1. Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зиме, как о времени года;
упражнять в подборе прилагательных и глаголов к определенному слову;
формировать умение различать на слух слова с определенным звуком, опознавать заданный звук изолированно и в словах;
совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
2. Закреплять полученные знания о зимних явлениях природы;
активизировать речевую деятельность детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Развивать мышление, зрительную наблюдательность, тактильные чувства.
4. Воспитывать любознательность, желание узнавать новое, навыки сотрудничества, инициативности, умение слушать товарища.
Словарная работа: лютая, суровая, ажурные, резные, хрустящий, скрипучий.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимы, рассматривание узоров на окне, наблюдение на прогулке за зимними явлениями природы, беседы по теме «Зима», «Зимние забавы», чтение произведений о зиме, разучивание стихотворений, потешек, рисование на снегу.
Пособия: воздушный гелиевый шарик, письмо, картина, снежинки белого и голубого цвета, емкость для снежков, снежки, ширма- сказочный домик, снеговик, пакетики с крахмалом, картинки – снеговик, снежинка, сосулька, лыжи; салфетки, корзинка, поднос.
Основные этапы Деятельность педагога Деятельность детей
Организаци-онный момент -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Меня зовут Светлана Викторовна, а как вас зовут – скажите все вместе. Я рада с вами познакомиться! А теперь поприветствуем гостей!
Игра «Здравствуйте»
-Здравствуйте ладошки! хлоп-хлоп-хлоп!
-Здравствуйте ножки! топ-топ-топ!
-Здравствуйте щечки! плюх-плюх-плюх!
-Здравствуйте губки! чмок-чмок-чмок!
-Здравствуйте зубки! щелк-щелк-щелк!
-Здравствуй мой носик! бип-бип-бип!
-Здравствуйте гости! Привет!
-Ребята, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение!
Здороваются с педагогом.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Приветствуют гостей.
Улыбаются друг другу.
Вводная часть (В группу влетает воздушный шарик, к нему привязано письмо)
-Дети, к нам прилетел воздушный шарик. Здесь письмо. Откроем и прочитаем. Загадка! Будьте внимательны, чтобы правильно назвать отгадку.
«Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила, И на санках прокатила. Это значит – на снежинках Опустилась к нам …. (зима)»
Отгадывают загадку.
Основная часть -Зима в самом разгаре. Снегу столько намело, что не проехать, не пройти. Все утопают в пушистых сугробах. А снежинки всё падают и падают. (воспитатель рассыпает снежинки)
-Я приглашаю вас пройти и сесть на стульчики.
(На доске – картина с зимним пейзажем)
-Посмотрите внимательно на картину. Какое время года на ней изображено? (зима) -Почему вы так решили? (лежит снег, деревья голые) -Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)
-А еще зиму называют лютой, суровой. Как еще называют зиму?
-Зимой мы видим снег. Скажите, снег какой? (белый, пушистый, серебристый, чистый, мокрый, холодный) -А ещё снег хрустящий, скрипучий, когда на улице мороз -Возьмите пакетики со снегом и похрустите. -А теперь положим пакетики на место.
-Снег что делает? (падает, кружится, идет, лежит, скрипит, тает)
-А вы любите зимой гулять на улице?
-Что можно делать на улице зимой? (кататься с горки, кататься на санках, лыжах, коньках, ледянках, играть в снежки, лепить снеговика)
-Как весело лепить снеговика! А вы хотите сейчас слепить снеговичка?
-Сейчас я покажу вам один сюрприз, а вы мне будете помогать. Пройдите к нашему сугробу, возьмите снежинки (на белой ткани – сугроб – разложены голубые снежинки). Рассмотрите их. Снежинки какие? (голубые, красивые, легкие, воздушные) -А еще снежинки резные, ажурные.
-Положите снежинки в ведерко (ведерко сверху покрыто белой тканью) и посмотрим, что получится. Нужно дунуть три раза – вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот.
-1-2-3-смотри!
-Посмотрим, что у нас получилось! (Воспитатель убирает ткань со снежинками, в ведерке – снежки)
-Возьмите снежок в руки, аккуратно его держите. Снежки какие? (холодные, белые, круглые, большие, маленькие)
-Положите снежки на поднос, возьмите салфетки и вытрите руки.
-Я попробую слепить снеговика.
Давай, дружок, смелей дружок, Кати, кати ты свой снежок. Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком.
-Ой, что-то не получается снеговик. Как вы думаете, почему? (в группе тепло)
-Отнесем наши снежки за ширму.
-Нужно сильно подуть, чтобы стало холодно, и помахать руками.
-Как холодно стало. Давайте погреемся немного.
- Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили,
Веселились и резвились.
Холодно гулять зимой,
Побежим скорей домой.
-Что же там с нашими снежками. (воспитатель достает из-за ширмы снеговика-игрушку)
-Смотрите, снеговик. Да какой белый, красивый, веселый!
-Поздоровайтесь со снеговиком!
-Оставим снеговика у нас, покажем, что мы умеем делать!
-Присаживайтесь на свои стульчики.
(Слышится шум ветра)
-Зимой, когда идет снег, дует сильный ветер, слышится такой звук – с-с-с-с-с.
–Какой звук услышали?
-Девочки споют песенку ветра высоко и тонко!
-А теперь послушаем мальчиков, они споют низко!
-Молодцы!
-Снеговик хочет узнать, как вы запомнили звук. Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите песенку ветра, должны будете хлопнуть в ладоши.
-А-С-О-Н-С-У-К-С-С-М
-И здесь вы справились!
-Снеговик нам хочет показать картинки! Что на них нарисовано? (снеговик, сосулька, снежинка, лыжи)
-Произнесем четко эти слова. В каких словах живет звук с?
(дети называют слова)
-Покажем снеговику, как мы умеем работать с чистоговорками.
-Са-са-са – в сказке были чудеса.
-Со-со-со – покатилось колесо.
-Су-су-су – мы увидели лису.
-Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
-Пока мы с вами показывали снеговику, что умеем делать, снега сколько насыпало, посмотрите.
-Вы любите рисовать на снегу?
-Снеговик просит, чтобы вы его нарисовали. Мы постараемся, справимся с работой! Рисуем аккуратно, чтобы снег не разлетелся, не рассыпался. (воспитатель ходит со снеговиком, смотрит работу детей, хвалит.)
Садятся на стульчики
Ответы детей
Повторение слов хором.
Повторение слов.
Воспитатель раздает детям пакетики, наполненные крахмалом. Дети сжимают пакетики, слушают хруст Дети кладут пакетики на место – на столик, на поднос. Работа продолжается стоя.
Ответы можно сопровождать движениями
Ответы детей.
Подходят к «сугробу», берут снежинки.
Повторение слов детьми.
Кладут снежинки.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Берут снежки.
Кладут снежки, вытирают руки
Убирают ведерко со снежками за ширму.
Дети дуют, машут руками.
Ходьба на месте.
Лепим «комочки» руками.
Прыжки на месте.
Руками хлопаем по плечам, ногой стучат об ногу.
Подходят к ширме.
Дети приветствуют снеговика.
Садятся на места.
Звук произносят хором.
Хлопают в ладоши.
Ответы детей.
Называют слова, где слышится звук с.
Повторяют чистоговорки.
Дети встают, вместе с воспитателем подходят к столу, где на тканевой основе тонким слоем рассыпана мука.
Ответы детей.
Рисование пальчиками на муке.
После окончания работы дети салфетками вытирают руки.
Заключитель-ная часть -Снеговику очень понравились ваши рисунки. Он вас всех благодарит! Но пора нашему снеговичку возвращаться к себе домой, на улицу. О чем он расскажет своим друзьям? Чему мы его научили?
-Давайте попрощаемся со снеговиком! До свидания! (воспитатель выносит снеговика)
-Я очень рада, что познакомилась с вами, Вы веселые, дружные, замечательные ребята!
Ответы детей.
Прощаются со снеговиком.