Татьяна Зернова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
«Зима - волшебница».
Цель: Формирование навыков связной речи, обобщение и систематизация знаний детей по теме зима.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о зиме, её признаках,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС „Зима — волшебница“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
формировать умение грамматически правильно составлять предложения, короткие рассказы с помощью мнемотаблицы, упражнять детей в подборе прилагательных, глаголов к существительным, находить правильный ответ на картинке.
Развивающие : развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память, развивать навыки устной связной монологической речи, активизировать словарь детей по данной теме.
Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля, воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «труд».
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок о зиме; рассматривание иллюстраций, репродукций картин о зиме; наблюдения в природе, игры на улице; рисование на зимнюю тематику.
Оборудование: магнитофон, запись на флешке музыки «Зимушка хрустальная», снежинки с заданиями, белые и разноцветные листы бумаги, пластиковые бутылочки с трубочками, предметные картинки, мнемотаблица для составления рассказа, картинки с недорисованными снежинками, простые карандаши, сундучок.
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Ход занятия
Сюрпризный момент
Под музыку А. Филиппенко «Зимушка хрустальная» входит Зима.
Дети сидят полукругом на ковре.
Зима - волшебница : здравствуйте ребята!
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам,
На радость подарю!
А землю белым снегом я,
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? …
Дети: (ответы) - Зима
Зима – волшебница : угадали, какие молодцы! Ребята я не просто к вам пришла, а за помощью. Пропали у меня волшебные силы. Не могу делать холод, мороз, даже снегом все вокруг я не могу покрыть. Ребята помогите мне, пожалуйста, вернуть мои силы!
Воспитатель: А как же нам тебе помочь?
Зима – волшебница : Силу дают мне ваши знания обо мне. Мне сорока рассказала, что вы знатоки зимы. Вот я к вам и пришла. Кто хотел бы мне помочь, чтобы я стала снежной, морозной, студеной, с зимними забавами?
Дети: (ответы) – я, мы
Зима – волшебница : Вам нужно будет выполнить задания. Надеюсь, вы справитесь со всеми трудностями. А я вас за это отблагодарю, сделаю вам волшебство.
Воспитатель: тогда поспешим к первому заданию.
Задания подвешены на снежинках в группе.
Воспитатель: а вот и снежинка с заданием:
Задание игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов к данным словам».
Дети: ( ответы на вопросы: какой, какая? какое)
Воспитатель:
Погода какая? - снежная, холодная, морозная.
Сосулька какая? - твердая, гладкая, блестящая, острая.
Небо какое? - серое, голубое, пасмурное,
День какой? - морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? - холодный, колючий, сильный
Зима какая? - морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? - низкое, неяркое.
Снег какой? - пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Пальчиковая гимнастика
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меня положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
Зима – волшебница : Ребята, а вы любите играть в снежки!
Дети: (ответы) - да
Зима – волшебница : так давайте снежки сделаем из бумаги.
Перед детьми лежит разноцветная бумага.
Зима – волшебница : Каким цветом вы выбрали бумагу? Почему вы выбрали белые листы
Дети: (ответы) - Потому, что снег белый
Зима – волшебница : как можно из бумаги сделать снежок?
Дети: (ответы) – Бумагу нужно смять в комок
Дети лепят снежки, кидают в друг друга и в Зиму – волшебницу. Снежки собираются в короб и дети дарят их Зиме, чтобы она была снежная.
Воспитатель: ребята нужно торопиться к следующему заданию.
Дети ищут следующую снежинку, на которой прикреплено задание.
Задание «Что можно увидеть зимой на улице?»
Воспитатель: Молодцы нашли! Итак, вот задание. Посмотрите на картинки и скажите, что из изображённого можно увидеть зимой на улице, а чего нельзя?
Даны картинки с изображением: снежинки, цветка, сосульки, гриба, снеговика, санок, дерева с листвой, ёлочных украшений.
Дети: (ответы - снежинку, снеговика, сосульки, санки, елочные украшения)
Зима – волшебница : молодцы ребята! Ищите следующее задание.
Дети находят и снимают задание со снежинки.
Воспитатель: слушайте внимательно и отвечайте.
Задание Игра «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой…
Летом день длинный, а зимой…
Снег мягкий, а лед…
Одни сосульки длинные, а другие…
Весной лед на реке тонкий, а зимой…
Дождь капает, а снег…
Асфальт черный, а снег
Зима – волшебница : отлично!
Дети ищут следующее задание
Задание (Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен-ных связей) «Найди ошибку»
Выпал снег потому что дети катаются на санках. (Составь предложение правильно.)
Дети (ответы) – Дети катаются на санках, потому что выпал снег.
Зима – волшебница : Какие умнички!
Воспитатель: ищем следующее задание
Задание «Закончи предложение»
Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребё нок договаривает незаконченное слово:
Ночью ветер в трубах. (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк. (воет).
На зиму медведь в берлоге. (засыпает).
Мороз щёки и нос. (щиплет).
Зимой вода в реке. (замерзает).
Иней на ветках деревьев. (блестит).
Зимой снег всё вокруг. (накрывает).
Деревья зимой. (спят).
Под снегом травка зимой. (греется).
Зимой насекомые. (прячутся).
Зимой метель. (метёт).
Зима – волшебница : Молодцы ребята! А кто из вас хочет устроить метель в бутылочках?
Детям раздаются пластиковые бутылочки наполненные пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена трубочка.
Воспитатель объясняет и показывает, как правильно выполнять упражнение.
Воспитатель: Встаньте прямо, поднесите бутылочку ко рту, сделайте глубокий вдох и подуйте через трубочку в бутылочку не надувая щёк. Вот так.
Выполняется детьми 3-4 раза
Зима – волшебница : Как у вас хорошо получается, я чувствую, как прибавляются у меня силы.
Воспитатель: дети идем к следующему заданию
задание Образование существительных множественного числа в ро-дительном падеже «Один — много»
снежинка — снежинок,
снеговик — снеговиков,
Снег — снегов, много снега,
лед — льдов, много льда,
узор — узоров,
санки — санок,
буря — бурь,
вьюга — вьюг,
холод — холодов,
забава — забав.
стужа — стуж,
Зима – волшебница :
Физкульт. минутка:
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной.
И вздымает снега тучу (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И в сад к себе вернемся.
Дети ищут следующее задание
Задание Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Дети, Зима хочет услышать рассказы о себе. Вам нужно рассмотреть зимние картинки и по мнемотаблице рассказать все, что вы знаете о волшебном времени года - зиме.
(у каждого ребенка своя часть рассказа)
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым, мягким ковром).
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зеленые, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде).
5 ребенок. Одежда людей. ( зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, теплые куртки, шапки, шарфы, теплые сапоги и варежки, чтобы не мерзли руки).
6 ребенок. Жизнь диких зверей и птиц зимой. (Всю зиму, медведи спят в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Перелетные птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть. У нас в детском саду мы развесили кормушки и подкармливаем птиц: семечками, пшеницей, овсом, рисом) .
7 ребенок. Зимние забавы и праздники. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с горок, на коньках и лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков).
Воспитатель: Следующее задание вам очень понравится. Потому что вы очень любите рисовать.
Задание «Дорисуй снежинку» На картинке не дорисованы снежинки, надо дорисовать их половинки.
Дети дорисовывают снежинки.
Воспитатель: Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима – волшебница : положите ваши снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова : «Раз, два, три снежинки в сладость преврати!»
Зима – волшебница дарит детям леденцы на палочках.
Зима – волшебница : Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас за помощь. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Полную силу я набрала, покрою все снегом, чтобы вам ребятишкам играть и веселиться. Спасибо! До свидания!
Воспитатель: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Что было самым трудным? Какое задание оказалось самым лёгким? Можно о вас сказать, что вы знатоки зимы?
Ответы детей.