Татьяна Варанкина
Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития связной речи детей
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
- активизировать словарь детей по теме: «Зима»;
- способствовать развитию связной, грамматически правильной речи;
- совершенствовать умение давать ответ полным предложением;
- закреплять умение подбирать слова антонимы и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать умение составлять рассказы с использованием мнемотаблицы;
ОО «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект ООД „Зима“ по развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- формировать у детей познавательный интерес;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, умение выделять и называть признаки зимы;
- закрепить знания о зиме и зимних природных явлениях;
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;
- воспитывать любовь к природе;
ОО Художественно-эстетическое развитие :
- развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
ОО «Физическая культура»
- продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.
Методические приемы:
- Словесный: беседа, вопрос, ответ, объяснение, уточнение, пояснение, художественное слово, составление рассказов.
- Наглядный – презентация «Зима», раскраски по теме «Зима»
- Игровой – д/игра «Назови ласково», д/игра «Скажи наоборот», д/игра «Доскажи словечко», физкультминутка «Снежок».
Словарная работа: виртуальная экскурсия, картинная галерея, экспозиция, пейзаж, поземка, изморозь
Оборудование и материал: проектор, экран, ноутбук, презентация, раскраски по теме «Зима»
Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.
Ход:
- Дети, скажите, вы были когда-нибудь в музее?
+ Ответы детей
- Что вы там видели?
+ Высказывания детей
- Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в музей и полюбоваться картинами художников. Вы согласны?
+ Да
- Тогда отправляемся в путь. Закройте на минутку глаза и когда их откроете, то представьте, что мы с вами оказались в картинной галерее.
Показ слайдов 1 - 8
- Посмотрите и скажите, что изображено на них?
+ Высказывания детей.
- А как вы думаете, почему эти картины объединили в одну экспозицию?
+ Высказывания детей
- Все верно, на всех картинах изображены зимние пейзажи. Скажите, а что такое зима?
+ Время года
- Подумайте и назовите, какая бывает зима?
+ Морозная, снежная, белоснежная, холодная, …
- Как люди ласково называют зиму?
+ Зимушка.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду назвать слова, а вы их изменять и назвать ласково.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Горка – горочка
Снежинка - снежиночка
Ветер – ветерок
Холод - холодок
Лёд – ледок
Санки - саночки
Снеговик – снеговичок
- Молодцы! Справились с заданием. Давайте вспомним, как называются зимние месяцы?
+ Декабрь, январь и февраль
9 слайд
- Какой месяц сейчас идет?
+ Январь.
- У каждого времени года есть свои отличительные признаки. Давайте мы их назовем.
+ Ответы детей.
- А теперь я предлагаю посмотреть на слайд и проверить, так ли вы все назвали, ничего не забыли.
10 слайд
+ Высказывания детей.
- Предлагаю вам закрепить признаки зимы и поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.
Зимой ночь длинная, а день (короткий).
Летом ветер теплый, а зимой – (холодный).
Летом дни жаркие, а зимой — (холодные).
Летом небо светлое, а зимой - (темное).
Летом день длинный, а зимой - (короткий).
Летом солнце светит ярко, а зимой — (тускло).
Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый).
Снег мягкий, а лед — (твердый).
Одни сосульки длинные, а другие — (короткие).
- Сейчас я предлагаю подумать и сказать, а какой же самый главный признак зимы.
+ Высказывания детей.
11 слайд
- Все верно. Давайте поиграем с этим словом. Игра называется «Доскажи словечко». Я вам буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, которые связаны со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые… (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка… (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)
- Давайте перечислим слова, которые вы назвали.
+ Ответы детей
- Посмотрите, как оказывается много родственников у слова «снег»! Скажите, а каким бывает снег?
+ Высказывания детей.
- Все верно, снег бывает разным. И природные явления, связанные с выпадением снега, тоже называются по-разному. Предлагаю вам перейти в следующий выставочный зал нашего виртуального музея, посмотреть на слайды и назвать эти природные явления.
12 слайд
- Как вы думаете, что изображено на этой картине?
+ Высказывания детей.
- Снегопад — один их самых красивых и долгожданных зимних явлений. Падающий снег укрывает все живое, сохраняя от холода до весны. Под ним зимуют растения, полевые и лесные животные.
13 слайд
- Посмотрите на следующую картину, какое природное явление изображено?
+ Высказывания детей
- Как вы определили, что это метель?
+ Ответы детей.
- Метель - от слова «метет». Когда снега валит много и он сыплется с неба, словно его реально кто-то на небе метет огромными ковшами. В настоящую метель ничего не видно. Сплошной белый снег. Очень часто он бывает пушистый и мягкий. Давайте мы с вами изобразим с помощью голоса, как завывает метель.
14 слайд
Метель гудит, в трубе шумит.
Страшно одному.
А метель всё “у-у-у-у!”
+ Дети хором произносят звук «У» сначала тихо, а потом громко.
15 слайд
- Как вы думаете, а как называется это явление?
+ Высказывания детей
- Оно называется поземка. Это когда ветер переносит снег на небольшой высоте, он стелется как бы по земле. От этого и произошло слово «поземка». Предлагаю изобразить, как шуршит поземка.
+ Дети хором протяжно произносят звук «Ш».
16 слайд
- А кто из вас знает, как называется это природное явление?
+ Высказывания детей
- Изморозь – это тонкий снежный слой, который получается из замерзшего пара и оседает на ветках деревьев, проводах, заборах. Она появляется в морозную туманную погоду. В природе все преображается и становится похожим на сказку. Давайте мы хором произнесем слово «изморозь».
+ Хоровые ответы детей
- Как вы думаете, от какого слова оно образовано?
+ Высказывания детей.
- Предлагаю вам повторить названия этих природных явлений.
+ Ответы детей
- Вот сколько разных слов, но все они тоже связаны со словом «снег».
Сейчас я вам предлагаю размяться и немного поиграть. Давайте попробуем с вами слепить снежок.
Физкультминутка "Снежок"
1, 2, 3, 4 (загибаем пальцы)
Мы с тобой снежок лепили (лепят)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
Но совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
1 - подбросим (подбрасывают)
2 - поймаем (приседают, ловят)
3 - уроним (встают, роняют)
И сломаем (топают).
- Наша виртуальная экскурсия в музей закончилась, и я предлагаю вам вернуться назад в детский сад.
- Дети! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?
+ Высказывания детей
- Сейчас мы поиграем в ещё одну игру. Она называется «Хорошо - плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо.
Зимой хорошо – почему?
+ Высказывания детей
- А теперь давайте подумаем и скажем, почему же зимой плохо?
+ Высказывания детей
- У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?
+Высказывания детей.
- Сейчас я предлагаю вам составить рассказ на тему: «Зимние забавы». Сначала расскажу рассказ, который составила я. Вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы потом ответить на мои вопросы.
«Зимние забавы»
Наступила зима. Кругом лежит снег. Сережа и Аня надели теплые вещи. Они катаются на лыжах и санках. Слепили снеговика. Дети рады зиме.
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Какие вещи надели Сережа и Аня?
- Что делают дети зимой?
- Кто рад зиме?
- Молодцы! Внимательно слушали. Сейчас я предлагаю вам самим попробовать составить рассказ. В этом вам поможет вот такая схема.
12 слайд
- Вы, дети, – молодцы! Замечательные рассказы у вас получились. За это я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, какой красивый конверт у меня есть. В нем - раскраски по теме «Зима». Предлагаю их раскрасить, и организовать выставку для родителей, чтобы и они увидели, что зима может быть разной.