Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Зима в лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Зима в лесу».
В подготовительной группе.
Цель: Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи.
Образовательные:
- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима» :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зима в лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Учить отвечать на вопросы, грамматически правильно составлять предложения, подбирать слова - признаки и слова - действия;
- Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- Совершенствовать навыки употребления предложно - падежных конструкций. Развивающие :
- Учить правильно и точно выражать свои мысли;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;
- Артикуляционную моторику, координацию речи с движением, мимическую мускулатуру;
- Развивать речевое дыхание, диапазон голоса;
- Развивать фонематический слух;
- Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, ватные шарики, искусственные ёлки, бумажные шарики с картинками, аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия.
Дети становятся в круг и хором произносят:
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок.
Здравствуй беленький снежок.
Воспитатель: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.
На речке лед хрустящий,
Мороз кусает нос,
На солнце снег блестящий
И холодно до слез.
В сугробах все стоят дома,
Пришла к нам снежная.
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, это зима!
Если зимой холод, то это какая зима?
Если зимой снежно, то значит зима какая?
А если зимой морозно, то какая зима?
Если часто гуляет вьюга, то зима какая?
А если зима наступила рано, то какая зима?
Если зима наступила поздно, то зима какая?
(Ответы детей).
Воспитатель: Зима удивительно красивое время года! И я предлагаю совершить виртуальную прогулку в зимний лес. Но сначала давайте проведем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Пришла зима,
Трём ладошки друг о друга.
Принесла мороз.
Пальцами массируем плечи.
Пришла зима,
Трём ладошки друг о друга.
Замерзает нос.
Ладошкой массируем кончик носа.
Снег.
Плавные движения ладонями.
Сугробы.
Кулачки стучат по коленям попеременно.
Гололёд.
Ладони двигаются по коленям разнонаправленно.
Все на улицу - вперёд!
Одна рука на колене лежит ладонью, вторая рука сжата в кулак. Попеременно меняем.
Тёплые штаны наденем.
Ладонями проводим по ногам.
Шапку, шубу, валенки.
Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами.
Руки в варежках согреем.
Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони.
И завяжем шарфики.
Ладони прикладываем к основанию шеи.
Зимние месяцы называй!
Ладони стучат по коленям.
Декабрь, январь, февраль.
Кулак, ребро, ладонь.
Воспитатель: Вот мы и готовы.
Давайте поедем за город в лес на поезде. Ритмическое упражнение под музыку «едет поезд».
Воспитатель: Вот мы и приехали. Какая красота вокруг! Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Ходьба друг за другом. Слайд леса зимой. Вот берёзки стоят, на ребят они глядят. Ходьба на носках, руки вверх. Слайд берёзового леса зимой. Тут медведь в берлоге спит, очень сильно он храпит. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. Слайд медведя в берлоге. Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем. Ходьба с высоким подниманием колен. Слайд с сугробами. Дети в сугробе тропку протоптали. Ходьба приставочным шагом. Слайд с тропинками в лесу. Мы зимы не боимся, очень быстро пробежимся. Бег в колонне друг за другом. Слайд зимнего леса. Мы на лыжи дружно встали и быстрее побежали. Имитация ходьбы на лыжах. Слайд лыжников. По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки. Бег с высоким подниманием бедра Слайд лошадей. Вот мы шли, шли, шли и на полянку в лес пришли. Ходьба друг за другом. Слайд леса зимой.
Воспитатель: Ох и холодно! Давайте разогреемся и сделаем массаж лица. Белая метелица.
По дорогам стелется,
Закружилась над землёй,
Затянула небо мглой.
Спиралевидные движения: От середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей.
На ветвях развесил иней,
Ночью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный,
Щиплет щёки, лоб и нос.
Пощипывающие движения: От середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей.
За снежинками снежинки,
Тихо кружатся, летят.
Укрывает все тропинки,
Покрывалом снегопад.
Постукивающие движения:От середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей. Упражнение: «Снежинки».
(Совершенствование имитационных движений мимики в соответствии с услышанным).
Дети сидят на коврике и под музыку выполняют соответствующие тексту движения.
Воспитатель: Представьте, что с неба падают снежинки, а вы ловите их лицом. Снежинка легла на левую щёчку - надуйте её, легла на правую щёку - надуйте её, легла на лоб - поднимите брови, как будто вы удивились чему то, вот снежинка легла на нос – наморщите носик, легла на веки – поморгайте глазами и откройте их. Снегопад закончился, а мы побеседуем о зимних приметах. Беседа о зимних явлениях. Какие зимние явления в природе вы знаете? Дети смотрят на слайды и отвечают.
Упражнение: «Вьюга».
Звучит запись завывания вьюги.
Воспитатель: Ой, ребята, послушайте, что это? Кажется вьюга приближается к нам. Если вьюга близко, она звучит громко, а если далеко – то тихо. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вьюга приближается.
Дети под звуки вьюги поднимают руки вверх и двигаются к центру круга, сжимая его, при этом громко тянут звук У-у-у-у-у.
Воспитатель: Вьюга отступает.
Дети под звуки вьюги опускают руки и увеличивая круг, тихо тянут звук У-у-у-у-у.
Подвижная игра: «Снежинки, ветры и мороз».
Воспитатель: Я буду «морозом», мальчики «ветрами», а девочки «снежинками». Когда я говорю: «Ветры дуют легко» - «ветры» сидя на коврике выдыхают на ладони, приставленные ко рту «Фффф…уууу», а «снежинки» на носочках бегают по залу. Когда я говорю: «Ветры дуют сильно» - «ветры» приставляют ладони ко рту и дуют на них со звуком ш-ш-ш-ш-ш (губы трубочкой, как будто сдувают снежинки. «Снежинки» становятся на носочки, руки поднимают вверх и начинают медленно кружиться. Когда я говорю: «мороз» - «снежинки» произносят: «Ах» приседают, обхватывают колени руками и опускают голову. Игра повторяется, но дети меняются ролями.
Беседа о зимующих птицах и животных с использованием записи пения птиц. Воспитатель: Ребята, как называют животных живущих в лесу? Как они подготовились к зиме и, что помогает им выжить в суровом зимнем лесу?
Дети отвечают полными ответами.
Звучит запись голосов зимующих птиц, а дети их угадывают. Как одним словом называются перечисленные птицы? Почему?
Упражнение: «Снежок другу передай».
Воспитатель: Ребята, давайте слепим снежки (Дети повторяют движения за воспитателем).
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Дети берут снежки из корзины, садятся в кружок, и напевая: «Ты снежочек другу передай, ты снежочек другу передай, ты снежочек, ты снежочек, другу, другу передай ….» Одной рукой передают свой снежок соседу справа, а другой рукой берут снежок соседа слева.
Игра: «А что вчера?» (образование глаголов в прошедшем времени).
Воспитатель: Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне будете отвечать так, как будто это было вчера.
Воспитатель: Снежок волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел. Сегодня снег падает, а вчера падал. Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал. Сегодня снег тает, а вчера таял. Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел. Сегодня снег идёт, а вчера шёл.
Дети стоят в кругу и передают снежок. Ребёнок у которого оказался снежок отвечает. Подбор прилагательных к слову «снежинка».
Воспитатель: А какие бывают снежинки? (белые, пушистые, блестящие, ажурные, красивые, лёгкие, холодные, колючие, мокрые, узорные….)
Дети передают снежок по кругу, у кого в руках снежок тот и называет признак. Игра: «Назови слово ласково».
Воспитатель: Ребята, а как ласково можно назвать зиму? Правильно, зимушка! Давайте поиграем в ласковые зимние слова. Назовите ласково: мороз, лёд, снег, сосулька, сугроб, санки, ветер, холод, горка, снежинка, снеговик….
Игра: «Закрутим снежный ком».
(ориентация в пространстве, употребление предлогов).
Воспитатель: снежинок так много, что из них можно скатать снежный ком. Давайте возьмёмся за руки.
Дети под музыку двигаются за воспитателем, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком».
Воспитатель спрашивает детей:
Милана, между кем ты стоишь?
Сережа, кто стоит справа от тебя?
Миша, кто стоит за тобой? И т. д.
Составление рассказа о зиме с использованием приёмов мнемотехники (развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на наглядность). Воспитатель: дети, посмотрите, на ёлочке висят снежные шарики, а на них рисунки, это зима хочет что то рассказать. Возьмите шарики и объясните, что там нарисовано.
Дети берут шарики с рисунками и составляют предложения.
1. Зимой всё вокруг покрыто снегом.
2. Солнце зимой светит, но не греет.
3. Небо зимой серое и низкое.
4. Зимой дует сильный, холодный ветер.
5. Реки и озёра покрыты льдом.
6. Все деревья стоят голые, только ёлочки зелёные.
7. На окнах мороз рисует зимние узоры.
8. Медведь и ёжик зимой спят, у зайчика шубка становится белая, а у белочки серая.
9. Зимой все люди носят тёплую одежду, потому что на улице очень холодно. 10. Зимой приходит самый весёлый праздник – Новый год. Все люди украшают ёлки, а Дедушка Мороз дарит всем подарки.
11. Зимой много развлечений. Можно кататься на санках, на коньках и на лыжах.
12. Ещё зимой можно слепить снеговика или поиграть в снежки.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось гулять с вами по зимнему лесу.
А вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).
Но уже пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте помашем лесу рукой и скажем : До свиданья, зимний лес! Было много здесь чудес! Возвращаемся домой, Ещё встретимся с тобой!
Массаж спины: «Паровоз».
Дети становятся друг за другом:
Едет, едет паровоз, деток в садик он повёз.
Дети кулачками слегка поколачивают спинку впереди стоящего.
Паровоз кричит: «Ду - ду! Я иду. Иду, иду».
Дети похлопывают ладошками по спине впереди стоящего.
А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так - так - так! Так - так - так!»
Итог.
Воспитатель: Вот мы и в родном садике! Ребята, я захватила с собой волшебный снежок. Давайте мы будем передавать его друг другу и говорить, что вам понравилось на прогулке в волшебном лесу.
Всем спасибо за внимание, вы все молодцы.
Занятие окончено.