альфира афтахова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуками «С - Ш».
Образовательные задачи:
- закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш»,
- дифференцировать их на слух,
- отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками;
- упражнять детей в подборе слов со звуками «с» и «ш».
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, научить различать эти предметы, сходные по назначению.
Развивающие задачи :
- развивать фонематическое восприятие, дыхание.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуки [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, отвечать на вопросы.
Словарная работа: чашка – стакан, чайник – кофейник, перчатки – варежки, панама – шапка, брюки – шорты, платье – сарафан, шуба – зимнее пальто, диван – кровать.
Материал: - парные картинки с предметами для игры «Переезжаем на новую квартиру» (чашка – стакан, чайник – кофейник и т. д., коробки для складывания картинок;
- для игры «Кто в домике живет?» : карточки из бумаги в виде плоских домиков с четырьмя окошками, предметные картинки: лиса, собака, снегирь, сорока, лошадь, мышка, кошка;
- картина с изображением леса с прорезанными кармашками, листочки (объявления).
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
В. : - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
2. Основная часть.
В. : -Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.
«Наступила осень. Саша с Настей поехали на велосипеде в лес за грибами. В лесу дети увидели змею. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Саша испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая змея сердитая!» Дети решили не трогать змею и отправились к ручью. Тут у Насти произошла неприятность с велосипедом – колесо спустило. Хорошо, что у Саши был насос. Он взял насос и стал качать: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Саша помог сестре накачать шину и они вместе поехали дальше собирать грибы».
В. : -Итак, дети, какой вы слышали звук, когда змея грозно шипела на Сашу с Настей? (Ш-Ш-Ш, а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
В. : -Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
В. : -Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
В. : - А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
В. : - Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. (Нет)
Игра «Большая и маленькая змея»
В. : -Какую песенку поет большая змея (Ш-Ш-Ш). А маленькая? (Ш-ш-ш)
Игра «Повтори и не ошибись»
В. : -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)
«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.
«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.
«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.
В. : -Ребята, а вы хотите оказаться в лесу? Тогда закройте глаза и послушайте звуки леса.
(Воспитатель включает аудиозапись – ветер в лесу).
В. : - Что вы услышали? (Ветер гудит, листья шуршат).
В. : - Давайте покажем, какой ветер бывает в лесу.
Ветер дует нам в лицо (машем ладошками на лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивая слева направо)
Ветер тише, тише, тише (опускаем руки, приседаем)
А деревья выше, выше, выше (поднимаемся, руки вверх).
Молодцы, садитесь на свои места.
На столах у детей лежат картинки с изображением животных.
В. : - Ребята, у вас на столе лежат картинки с изображением животных: птиц, зверей, насекомых. Поднимите картинки те, в названии которых есть звук «ш».
Алина, кто у тебя? Произнеси слово протяжно, выделяя звук «ш». В каком месте слова стоит звук «ш»? (Лягуш-ш-шка – звук «ш» находится в середине слова).
В. : - Теперь поднимите картинки те, у кого названия животных начинаются со звука «с».
В. : - Алиса, кто у тебя? Выдели звук «с» в слове «собака». В каком месте слова стоит звук «с»? (С-с-собака – звук «с» стоит в начале слова).
В. : - Поднимите картинки те, у кого звук «с» находится в конце слова. (дети также отвечают).
Загадки с объявлениями.
В. : - Ребята, где живут животные? (Животные живут в лесу).
В. : - Наши животные живут в этом лесу (воспитатель показывает картину с изображением леса с прорезанными кармашками, на нем размещены объявления). Это необычный лес. На особом дереве размещены объявления. И пишут эти объявления животные. Я прочитаю объявления, а вы должны будете отгадать, кто их написал.
«Ква-ква, к вашим услугам в нашем лесу доска объявлений. На ква-ква-квадратных листочках написано все, но подписи нет. Какая ква-ква-квартира и кто написал? Прочти объявления и вспомни про нас.»
В. : - У кого отгадка к этой загадке? Почему ты думаешь, что это лягушка?
«Всем! Всем! Всем!
Кому нужны рога, обращайтесь ко мне один раз в год!»
В. : - У кого отгадка к этой загадке? Почему ты думаешь, что это лось? (Лось один раз в год скидывает рога).
«Я самая обаятельная и привлекательная!
Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.
Учитывая все это, прошу вас называть меня по имени и отчеству!
Патрикеевной больше не называть!»
В. : - У кого отгадка к этому объявлению? Как просит называть себя лиса? (Лиса Патрикеевна).
«Соловью! Заявление!
Если я хрюкаю, то это не значит, что мое пение никому не доставляет удовольствия!»
«Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу только ночью! Ух!»
Приглашение! Дорогой мой брат. Бурый медведь! Жду тебя в гости. Так как у нас на Севере холодно, одевайся потеплее! Приезжай быстрее!»
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Воспитатель размещает на доске два домика и обращается к детям.
В. : - Ребята, где живут звери и птицы? (Звери живут в норах, птицы – в гнездах).
В. : - Для зверей и птиц построили домики. Давайте поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук «с», во втором – животные, в названии которых есть звук «ш». В каждом домике есть квартиры. У вас есть картинки с животными. Подумайте и скажите, в какой домик вы их поселите.
(Дети вставляют нужные картинки в кармашки, а потом говорят, кого они поселили и почему, именно в этот домик).
В. : - Как вы думаете, Настя правильно поселила животных?
Физминутка
В. : - Мы будем выполнять движения, а как прозвучит звуковой сигнал, вы должны занять свои места
В лесу темно – дети имитируют сон, наклоняя голову
Все спят давно в одну и другую сторону
Одна сова не спит, имитируют полёт
Летит кричит-
На сук присела приседают
Дальше полетела разбегаются по комнате и садятся на стулья
Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру»
В. : - Вот мы поселили животных в новые квартиры. Что нужно брать с собой, когда переезжаешь на новую квартиру? (Одежду, мебель, посуду и т. д.)
(Воспитатель раздает детям парные картинки).
В. : - Сейчас мы будем собирать вещи и упаковывать их в чемоданы для переезда. Сначала соберем одежду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи похожи! Не спутайте свитер с жилетом, шапку с панамой. Собранную одежду я сложу в синий чемоданчик.
(Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, напр., панама. Если ребенок ошибается, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Можно предложить кому-нибудь из детей вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым).
3. Заключительная часть.
В. : - Ребята, о чем мы сегодня говорили, с какими звуками играли?
В. : - Какие игры вам понравились?
В. : -Кто правильно отвечал, был активным?
В. : - Молодцы, ребята! Вы сегодня справились с заданиями. Научились различать звуки «с» и «ш».