Маргарита Софронеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Собака со щенятами» и составление рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обучение детей составлению описательного рассказа по картине.
Задачи:
1. Образовательные: Упражнять детей в умении описывать картину в определенной последовательности, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя, выделять характерные особенности домашних животных и их детенышей. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя, согласовывать слова в предложении.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Рассматривание картины „Собака со щенятами“ и составление рассказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
2. Развивающие : Развивать способность правильно образовывать формы родительного падежа существительных, активизировать в речи глаголы; развивать интонационную выразительность речи и мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, внимание.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к домашним животным, заботливое отношение к ним, доброжелательные отношения между сверстниками, уверенность в себе и способность действовать в коллективе, слушать своих товарищей, отзывчивость, доброжелательность. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Словарная работа: существительные – щенок, щенята, конура, кинолог, прилагательные - пятнистая, лохматые, мягкие, забавные, пушистые, неуклюжие, глаголы – сопят, тявкают, рычат.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материал: картина «Собака со щенятами», игрушки домашних животных,
1. Организационный момент:
- Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Загадка:
- Не боится он ничего
Ест хозяйские ботинки
Лает громко как звонок-
Это маленький…щенок
Д/упражнение «Скажи какой?» (милый, пушистый, забавный, ласковый, добрый, игрушечный, маленький, озорной, любимый и т. д.)
- Наш щенок очень любит играть, как все маленькие. Давайте мы с вами поиграем с ним пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Щенята»
«Щенки бегали, играли
А потом кусаться стали Мама пальцем погрозила
И щенков всех помирила»
Дидактическая игра «Кто лишний?» (классификация домашние-дикие животные)
Дидактическая игра «Где спрятался щенок?» (закрепление предлогов)
- Наш щенок появился на свет в очень дружной семье. Давайте познакомимся с ней (картина «Собака со щенятами»)
2. Основная часть.
- Ребята, возьмите свои волшебные бинокли, настройте резкость (соединяют большой и указательный палец в круг, изображая бинокль) и посмотрите внимательно - что изображено на картине? (Собака, щенята, двор, конура). Давайте придумаем название для этой картины («Собака и щенята», «Собачий двор», «Про собачек», «Семейство собачек»)
- Молодцы, мне нравится название «Собака со щенятами».
- Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Давайте закроем глаза и представим, как будто мы в картине, рядом с собакой и ее щенятами :
- Что вы слышите? (как щенята тявкают, сопят, носятся)
- Погладьте осторожно собаку и щенят. Что вы чувствуете? (теплые, мягкие, лохматые, пушистые)
- Ребята, собака какая? (большая, лохматая, пятнистая);
- Что она делает? (Стоит, высунула язык, привязана, смотрит за щенками)
Обобщение: «На этой картине изображена собака. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она стоит и наблюдает за своими щенятами. Она заботливая мама, волнуется за своих щенят».
А теперь давайте расскажем о щенятах :
- Сколько щенят у собаки?
- Собака большая, а щенята? (маленькие, неуклюжие)
- Какие щенята? (веселые, пушистые, смешные, пятнистые, забавные, милые)
- Что делают щенята? (один щенок грызет косточку, а двое щенят играют друг с другом).
Обобщение: «У собаки трое щенят, рядом с собакой с ней двое щенят весело играют друг с другом. А третий щенок вкусно грызет косточку. Щенята маленькие, пушистые, веселые, смешные и очень миленькие».
А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки.
- Где живут собаки? (в конуре, в будке, около дома, потому что они домашние животные)
- Кто построил для них конуру? (хозяин)
- Кто принес собакам еду? (хозяйка)
Д/игра «Скажи ласково» :
У мамы лапы – у щенка лапки
У мамы глаза – у щенка глазки
У мамы морда – у щенка мордочка
У мамы хвост – у щенка хвостик
У мамы уши – у щенка ушки
У мамы нос – у щенка носик
У мамы спина – у щенка спинка
- Молодцы, ребята.
Физминутка: «Дрессировщик собак - кинолог»
- А теперь послушайте, как мы будем составлять рассказ по картине. Алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать)
1. В начале вы расскажете кто изображен на картине?
2. Потом расскажете про собаку (какая? что делает).
3. Расскажете о щенятах (сколько их, чем заняты, какие).
4. В конце расскажете о том, как чувствуют себя собака и ее щенята (почему).
А сейчас я расскажу об этой картине, а потом вы составите свои рассказы.
«На этой картине изображена собака с щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она стоит и наблюдает за своими щенятами. Собака заботливая мама, волнуется за своих щенят. У собаки трое щенят. Рядом с ней двое щенят весело играют друг с другом. А третий щенок грызет вкусную косточку. Щенята маленькие, веселые, забавные, очень миленькие. Заботливые хозяева построили для них конуру и принесли для них еду. Собаке и ее щенятам очень хорошо жить вместе»
Итог
- Ребята, скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?
- О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко?
- Вы молодцы, все старались, внимательно слушали, поэтому удалось последовательно, точно, красочно передать в рассказе, то, что увидели на картине.