Елена Горобец
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция ОО: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок.
Программное задачи:
Обучающие задачи:
1. Учить узнавать сказку по картинке.
2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Упражнять в подборе прилагательных к заданному существительному.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к слушанию сказок и устному народному творчеству.
Методические приемы: Художественное слово (пословицы, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, отгадывание загадок о сказочных героев.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал и оборудование: Иллюстрации к русским народным сказкам, аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, проектор, телевизор, стульчики.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель:- Какие вы знаете русские народные сказки?
Дети: (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие, но необычное, а в путешествие по русским народным сказкам.
-Назовите сказочные виды транспорта.
Дети: Ковер самолет, сапоги скороходы, ступа с метлой.
Воспитатель: Молодцы.
А вот в одной сказке был необычный транспорт. А кто на нем ехал вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне.
И женился на царевне.
Кто же это?
Дети: Емеля.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: русская народная сказка «По щучьему велению».
Сюрпризный момент: Стук в дверь. Входит Емеля с Щукой.
Емеля. -Здравствуйте ребята. Пришел я сегодня к вам не один, а со своей помощницей-Щукой, которая может исполнять желания.
Воспитатель: -Емеля, а давай спросим у детей, хорошо они знают сказку «По щучьему велению».
Что за транспортное средство было у Емели.
Дети: Печка.
Воспитатель: Как вы думаете, Емеля был лентяем?
Дети: Нет. Он за водой ходил, печку топил, дрова рубил.
Воспитатель: Однажды Емеле улыбнулась удача. Как вы думаете, за что щука наградила Емелю?
Дети: Он ее пожалел, отпустил. У него доброе сердце.
Воспитатель: А как она ему помогла?
Дети: Она ему сказала волшебные слова
-По щучьему велению, по моему хотению – и все, что он просил, исполнялось.
Воспитатель: Емеля, мы с ребятами хотим отправиться в путешествие по сказкам, но как попасть туда не знаем.
Емеля: конечно, ребята, у меня есть волшебная Щука, она нам поможет в любую сказку попасть.
Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза.
Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в какую-нибудь сказку. (музыка, на экране появляется заставка к сказке «Заяц - хваста»).
Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц - хвастун”? /Заяц-хвастун главный герой сказки/.
-Почему же он хвастун? /Заяц-хвастун, потому что он всё время хвастался, сам себя хвалил/.
-Перед кем хвастался заяц и что он говорил про свои усы, лапы и зубы? /Перед другими зайцами хвастался, он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.
-Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне? /Ворона самая мудрая и умная птица в лесу/.
- Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться? /Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя/.
-Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак? /Заяц был добрый/. Чем закончилась сказка? /Ворона назвала зайца храбрецом/.
-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? /Не надо хвастаться, надо быть добрым и помогать людям/.
3. Д/и «Какой, какая, какое, какие?»
Я называю героя из русских народных сказок и задаю вопрос, пример: Заяц какой был? (хвастливый). Лиса какая? (хитрая) и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: (обращаясь к Емеле) Емеля, пожалуйста, попроси щуку, чтобы она перенесла нас еще в одну сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит.
Воспитатель: Кто главные герои этой сказки? Скажите, по вашему мнению, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный? Почему? Скажите, кого повстречала Маша, когда искала брата?
-Почему все отказали ей в помощи?
А что было на обратном пути? Почему печка, яблоня и речка помогли Маше?
-Ребята, а почему гуси - лебеди смоги унести братца Иванушку? (при затруднении с ответом, наводящий вопрос: А случилось бы это, если Маша была рядом с братом? Какой можно сделать вывод, прослушав сказку?
5. Д/и «Составь предложение»
Предлагаю детям с героями сказок составить предложение.
Пример: Емеля ехал на печи и т. д.
6. Физкультминутка «Сказки»
В темном лесу есть избушка - /дети шагают/
Стоит задом наперед - /дети поворачиваются/
В той избушке есть старушка - /грозят пальцем/
Бабушка Яга живет - /грозят пальцем другой руки/
Нос крючком - /по тексту/
Глаза большие - /по тексту/
Словно угольки горят - /качают головой/
Ух, сердитая какая! - /бег на месте/
Дыбом волосы стоят - /руки вверх/
Воспитатель: /обращаясь к Емеле/ Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в другую сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель: Мы с вами оказались еще в одной волшебной сказке.
Как она называется? Хаврошечка.
К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? К злой мачехе и ей ленивым дочкам.
-Сколько было дочерей и как их звали? /У мачехи было три дочери - Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.
-А какими они были? /Они были ленивыми/.
-А что делала Хаврошечка? /Она на них работала/.
-Кто помогал Хаврошечке? /Ей помогала корова/.
-Что она помогала ей делать? /Корова помогала выполнять всю работу/.
-Что она при этом говорила? /Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово/.
-Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? /Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали/.
-И какая же из дочерей всё рассказала мачехе? /Триглазка всё рассказала матери.
-Что же произошло дальше? /Мачеха приказала зарезать корову/.
-А что произошло дальше? /Хаврошечка собрала все косточки и посадила их. На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком. Но мачехины дочки не могли угостить барина, потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками. А угостила барина Крошечка – Хаврошечка/.
-Чем закончилась сказка? /Барин женился на ней/. Звучит колокольчик.
Воспитатель: Слышите?. Сегодня мы с вами побывали в сказках, которые учат нас доброте, трудолюбию, заботе о близких.
Воспитатель: Емеля, тебе дети на прощанье хотят что-то пожелать.
Дети: Мы желаем тебе быть трудолюбивым. Мы тебя научим. Мы знаем пословицы о труде.
7. Пословицы о труде.
Воспитатель: А вы трудиться любите? Надо трудиться, чтобы чему-либо научится. Давайте вспомним пословицы о труде и лени.
Дети: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Натаскала белка орехов в дупло, будет ей зимой и сухо и тепло.
Делу время - потехе час.
Емеля: И я хочу сделать вам подарок. /произносит волшебные слова/ По щучьему велению, по моему хотению подари щука детям на прощание сборник сказок, чтобы дети не забывали и с удовольствием читали сказки. /достает из ведра книги со сказками/.
8. Рефлексия
Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня говорили?
Какие сказки вспомнили?