Наталья Штефо
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие по русским народным сказкам» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» для детей старшей группы.
Цель: Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.
Программное задачи:
Обучающие задачи:
1. Учить узнавать сказку по заданию.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие по русским народным сказкам“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Развивающие задачи:
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методические приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка,
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал и оборудование: Иллюстрации к русским народным сказкам,аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, проектор, интерактивная доска, диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в необыкновенную страну - страну сказок (воспитатель обращает внимание детей на инерактивную доску, звучит заставка «В гостях у сказки»).
-Чем сказка отличается от рассказа?
-Какими могут быть по своему настроению сказки? И поможет нам в этом путешествии наш гость. Что же это за гость? Чтобы узнать это, вам предстоит отгадать мою загадку. - Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне. И женился на царевне. Кто же это?
Дети: Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению».
Воспитатель: Что за транспортное средство было у Емели.
Дети: Печка.
Воспитатель: Как вы думаете, Емеля был лентяем?
Дети: Нет. Он за водой ходил, печку топил, дрова рубил. /Появляется Емеля, в руках у него ведро, здоровается/
Воспитатель: Однажды Емеле улыбнулась удача. Как вы думаете, за что щука наградила Емелю?
Дети: Он ее пожалел, отпустил. У него доброе сердце.
Воспитатель: А как она ему помогла?
Дети: Она ему сказала волшебные слова -По щучьему велению, по моему хотению – и все, что он просил, исполнялось.
Воспитатель: /обращаясь к Емеле/ А что у тебя в ведре, уж не щука – ли? /достает из ведра щуку/. Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в какую-нибудь сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Заяц - хваста»/.
Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит. Драматизация отрывка сказки «Заяц - хвастун». /дети одевают шапочки/
Воспитатель: 1. Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц - хвастун”? /Заяц-хвастун главный герой сказки/.
2. Почему же он хвастун? /Заяц-хвастун, потому что он всё время хвастался, сам себя хвалил/.
3. Перед кем хвастался заяц и что он говорил про свои усы, лапы и зубы? /Перед другими зайцами хвастался, он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.
4. Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне? /Ворона самая мудрая и умная птица в лесу/.
5. Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться? /Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя/.
6. Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак? /Заяц был добрый/. 7. Чем закончилась сказка? /Ворона назвала зайца храбрецом/.
8. Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? /Не надо хвастаться, надо быть добрым и помогать людям/.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем “Закончи предложение”.
• Летом зайцу тепло, а зимой зайцу. холодно.
• Летом заяц сытый, а зимой заяц. голодный.
• Летом заяц серый, а зимой заяц. белый.
• Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по. снегу.
• Заяц был трусливый, а стал. храбрый.
• Заяц бежал медленно, а потом побежал. быстро.
• Ворона ругала зайца, а потом стала его. хвалить.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: (обращаясь к Емеле) Емеля, пожалуйста, попроси щуку, чтобы она перенесла нас еще в одну сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит. Драматизация отрывка сказки «Гуси-лебеди». Дети одевают шапочки.
Воспитатель: 1. Кто главные герои этой сказки?
2. Скажите, по вашему мнению, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный? Почему? 3. Скажите, кого повстречала Маша, когда искала брата?
4. Почему все отказали ей в помощи?
5. А что было на обратном пути? Почему печка, яблоня и речка помогли Маше?
6. Ребята, а почему гуси - лебеди смоги унести братца Иванушку? (при затруднении с ответом, наводящий вопрос: А случилось бы это, если Маша была рядом с братом? Какой можно сделать вывод, прослушав сказку?
Физкультминутка «Сказки»
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка - /дети шагают/
Стоит задом наперед - /дети поворачиваются/
В той избушке есть старушка - /грозят пальцем/
Бабушка Яга живет - /грозят пальцем другой руки/
Нос крючком - /по тексту/
Глаза большие - /по тексту/
Словно угольки горят - /качают головой/
Ух, сердитая какая! - /бег на месте/
Дыбом волосы стоят - /руки вверх/
Воспитатель: /обращаясь к Емеле/ Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в другую сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель: Мы с вами оказались еще в одной волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит.
Драматизация отрывка сказки «Хаврошечка». /дети одевают шапочки/
Воспитатель: 1. Ребята, вам понравилась сказка? Как она называется? Хаврошечка.
2. К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? К злой мачехе и ей ленивым дочкам.
3. Сколько было дочерей и как их звали? /У мачехи было три дочери - Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.
4. А какими они были? /Они были ленивыми/.
5. А что делала Хаврошечка? /Она на них работала/.
6. Кто помогал Хаврошечке? /Ей помогала корова/.
7. Что она помогала ей делать? /Корова помогала выполнять всю работу/.
8. Что она при этом говорила? /Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово/.
9. Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? /Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали/.
10. И какая же из дочерей всё рассказала мачехе? /Триглазка всё рассказала матери.
11. Что же произошло дальше? /Мачеха приказала зарезать корову/.
12. А что произошло дальше? /Хаврошечка собрала все косточки и посадила их. На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком. Но мачехины дочки не могли угостить барина, потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками. А угостила барина Крошечка – Хаврошечка/.
13. Чем закончилась сказка? /Барин женился на ней/. Звучит колокольчик.
Воспитатель: Слышите? Наша передача подошла к концу. Сегодня мы с вами побывали в сказках, которые учат нас доброте, трудолюбию, заботе о близких.
Воспитатель: Емеля, тебе дети на прощанье хотят что-то пожелать.
Дети: Мы желаем тебе быть трудолюбивым. Мы тебя научим. Мы знаем пословицы о труде.
Воспитатель: А вы трудится любите? Надо трудиться, чтобы чему-либо научится. Давайте вспомним пословицы о труде и лени.
Дети: Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Какова пряха, такова на ней рубаха. Натаскала белка орехов в дупло, будет ей зимой и сухо и тепло. Делу время - потехе час.
Емеля: И я хочу сделать вам подарок. /произносит волшебные слова/ По щучьему велению, по моему хотению подари щука детям на прощание сборник сказок, чтобы дети не забывали и с удовольствием читали сказки. /достает из ведра книги со сказками/.
Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня говорили? Какие сказки вспомнили?