Елена Ефанова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по развитию речи в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Цель: формировать умение детей пересказывать текст с использованием схем (мнемокарточек).
Образовательные задачи:
- формировать умение детей передавать содержание литературного текста связно, не нарушая структуру повествования;
- формировать навык планирования пересказа с опорой на наглядность;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- продолжать формировать навыки детей понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственном пересказе.
Развивающие задачи :
- закреплять умение говорить громко и четко, регулировать силу голоса, темп речи;
- закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением;
- развивать слуховую и зрительную память, ассоциативное мышление;
- развивать познавательные интересы детей;
- развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к пересказам сверстников, умение слушать, не перебивая, а в случае необходимости помогать.
Оборудование: колокольчик, колобок из снега, магнитная доска, карточки- схемы (мнемокарточки) по тексту рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Предварительная работа: лепка снежков и снеговика (с использованием угольков для глаз, наблюдения за снегом и знакомство с его свойствами.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводно-организационный этап.
Дети здороваются с гостями (педагогами). Воспитатель предлагает провести игру.
Воспитатель: Эй, ребята, не зевайте,
А со мною поиграйте.
Встаньте на дорожку,
Подровняйте ножки.
Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас я проверю.
По сусекам поскребли,
По амбарам помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился (кто) колобок.
Воспитатель: Подумайте и скажите из чего можно слепить колобка? ( Ответы детей: из глины, песка, пластилина, теста).
- Ребята, а вы знаете, что я умею колдовать. Смотрите, сейчас я наколдую колобка. «Крибле, Крабле, Бум»!
(Позвонить в колокольчик и открыть салфетку, на тарелке снежный колобок).
-Что это? Из чего слепили моего колобка?
-Что будет, если снежный колобок до конца дня останется в группе?
(Он растает, потому что у нас тепло.)
II. Основной - практический этап:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть интересный рассказ, который написала детский писатель, Надежда Калинина, он называется «Про снежный колобок».
Воспитатель предлагает детям присесть на стулья.
-Сядьте ровно, спинки выпрямите, ножки поставьте вместе и слушайте.
1) Первичное чтение произведения «Про снежный колобок» (целостное
восприятие художественного произведения детьми).
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу.
Алёша слепил снежный колобок.
Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот.
Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.
Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.
Пообедали ребята, после обеда спать легли.
А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.
Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап-кап - вода капает.
Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
2) Беседа по содержанию прочитанного (анализ и запоминание текста детьми).
Вопросы по тексту:
- Где гуляли ребята? (Ребята гуляли на дворе.)
- Что они лепили из снега? (Лепили из снега бабу.)
- Что слепил Алеша? (Алеша слепил снежный колобок)
- Из чего сделал мальчик глаза? (Нашел угольки – сделал глаза.)
- Из чего он сделал нос и рот? (Нашел палочки – сделал нос и рот.)
- Куда вернулись ребята? (Ребята вернулись в детский сад.)
- Куда положил Алёша снежный колобок? (Алеша положил его в карман.)
- А почему Алеша так сделал?
Давайте я вам напомню: «Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман».
- Как вы думаете, о чем думал Алеша, когда решил взять колобка с собой? (Не хотел с ним расставаться, хотел еще поиграть.)
- Что, сделал Алеша, когда пришёл в детский сад? (Пришел в детский
сад, повесил свою шубу в шкафчик.)
- Где остался лежать снежный колобок? (В кармане шубы остался лежать снежный колобок).
- Что сделали ребята в детском саду? (Ребята пообедали, легли после обеда спать.)
- О чём вспомнил Алеша, когда проснулся? (Алёша проснулись и вспомнил про свой колобок.)
- Что увидели ребята и Алёша около шкафчика? (Около шкафчика лужа.)
- Что капало из кармана шубы?
Послушайте, как автор про это говорит: «Из кармана – кап, кап, кап – вода капает.
- Что увидел Алёша, когда поглядел в карман? (Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка).
- Что лежало в мокром кармашке? (В мокром кармашке лежали два уголька и две палочки.)
-Ребята, а колобок где? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, чтобы не сидеть и не скучать,
Предлагаю вместе поиграть.
Не скучай, дружок,
Вставай в кружок.
3) Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать легли.
4) Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
Воспитатель: Ребята, а вы можете пересказать эту историю? В этом вам помогут картинки-помощники, схемы.
Я прочитаю рассказ еще раз, а потом вы его будете пересказывать. Слушайте внимательно, запоминайте.
Воспитатель читает рассказ и выставляет мнемокарточки.
- Ребята, сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ.
Картинки-схемы помогут вам рассказывать…
Кто гулял во дворе и что они делали.
О том, как Алеша слепил колобок
О том почему мальчик спрятал колобок в карман.
О том, что делал Алеша в детском саду.
О том, что делали ребята в детском саду.
О чём вспомнил Алеша, когда проснулся.
О том, что увидел мальчик около шкафчика.
О том, что капало из кармана шубы.
О том, что лежало в мокром кармашке.
В конце, вы можете высказать своё мнение на вопрос «А колобок где?»
5) Пересказы детей.
Дает время подумать и предлагает начать рассказ одному ребенку, продолжить другому, а закончить третьему.
III. Результативный этап. Оценка детского пересказа и речевой деятельности детей.
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали историю. Ничего не пропустили.
-Что вам понравилось в этой истории?
- Вам помогли схемы при пересказе?
- Молодец, (Имя, ты очень выразительно рассказал историю.
-Молодец, (Имя, ты очень внимательно следил за рассказом … и смог с нужного места продолжить рассказ.
- Все большие молодцы, похвалите себя, похлопайте себе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, не растаял ли наш снежный колобок.
Я предлагаю вынести его на улицу, на наш участок для прогулки. И чтобы он не грустил слепить для него друзей- колобков.