Рахимова Ирина Равильевна
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка» с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи: развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста; формировать навыки планирования развёрнутого высказывания; обогащать словарный запас; развивать навыки театрализации, уметь строить игровой диалог.
Материалы и оборудование: игрушка белка, маски волка и белки, мяч, графические схемы, мольберт.
Ход ООД:
Педагог загадывает загадки:
По ветками скачет и играет,
Никого не обижает.
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней.
(Белка)
Темочки:
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Всё зубами щелк да щелк,
Бегает по лесу.
(Волк)
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить.
Воспитатель: Ребята, какие слова помогли отгадать вам загадки?
Дети: Волк бегает по лесу и щёлкает зубами. Белка скачет по веткам, у неё рыжая шубка.
Появляется белка.
Белка: Я к вам прибежала рассказать одну историю, которая со мной приключилась.
Педагог рассказывает рассказ "Волк и белка".
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел её съесть.
- Пусти меня, - просит белка.
-Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и никому зла не делаем.
Педагог проводит беседу по содержанию рассказа.
Как волк поймал белку? (Белка упала на волка с ветки)
Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел съесть белку)
О чем белка попросила волка? (Белка попросила отпустить её)
Что волк спросил у белки? (Почему белки весёлые, а ему всегда скучно)
Что ответила белка волку? (Волку скучно, потому что он злой. Белки весёлые, потому что добрые)
Воспитатель: Ребята, белка сказала волку: "Тебе злость сердце жжёт". А чем можно обжечься?
Дети: Можно обжечься огнём, кипятком, паром, горячим чаем.
Воспитатель: Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, хочется веселиться или плакать?
Во время беседы воспитатель стимулирует речевую активность, побуждает к рассуждению.
Игра с мячом "Скажи наоборот".
Дети становятся в круг. Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает закончить предложение, называя противоположные по значению слова.
Волк злой, а белка (добрая).
Волку грустно, а белке (весело)
Волк белку схватил, а потом (отпустил)
Волк сидит внизу, а белка (наверху)
Волк спрашивает, а белка (отвечает)
Белка говорит, а волк (слушает, молчит)
После игры педагог закрепляется пары слов-антонимов:
Злой-добрая, грустно - весело, схватил - отпустил, внизу - наверху, спрашивает - отвечает, говорит - слушает.
Воспитатель предлагает исправить ошибки в рассказе про белку и волка.
Игра "Исправь ошибки"
Волк прыгал с ветки на ветку.
Волк упал на белку.
Белка хотела съесть волка.
Волки весёлые, а белкам всегда скучно.
Белки весёлые, потому что злые.
Злость сердце греет.
Воспитатель рассказывает правильный текст снова, дети внимательно слушают.
После пересказа воспитатель предлагает разыграть разговор волка и белки. Выбирается пара детей: один изображает Белку, другой - Волка. Дети воспроизводят диалог зверей, стараясь изобразить их настроение, эмоции.

После игры-драматизации педагог размещает схемы, необходимые для составления алгоритма рассказа, на мольберте. Вместе с педагогом дети моделируют пересказ рассказа. 2-3 ребёнка пересказывают рассказ с опорой на схемы.


Белочка благодарит детей за интересные рассказы, уходит.
Воспитатель подводит итог занятия: спрашивает, с каким рассказом дети познакомились, как они поняли выражение "Злость сердце жжёт". Какие игры им понравились.