Оксана Щеткова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:Щеткова. О. А
Группа «Улыбка»
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема:»Птицы нашего края»
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних птиц.
Закрепить умение устанавливать связи между приспособленностью птиц к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; Развивать связную речь. Учить детей составлять творческий рассказ по заданной теме.
Вызвать интерес к жизни птиц. Развивать воображение, любознательность, память и мышление.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Оборудование: картинки с изображениями диких и домашних птиц, видеокамера. аудиозапись с голосами птиц. листы бумаги,кисточки,вода, подсолнечное масло,коробка черного цвета. микрофон.
Предварительная работа: просмотр мультимедийных презентаций с беседами о диких и домашних птицах Крымского полуострова. Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», составление рассказов по картинкам из серии «Птицы». Проведение Д/И «Кто где живёт», «Кто лишний», «Найди по описанию».
Игровые ситуации по правилам обращения с птицами. Сюжетно ролевая игра «Корреспонденты»
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физминутка «Сова».
Ход занятия.
Организационный момент.
Викторина
Воспитатель: Ребята мы с вами знакомились с птицами обитающими на территории нашего полуострова Крым. Давайте вспомним как они называются.
Морские птицы (альбатрос, чайка)
Домашние птицы (куры,гуси,индюки)
Певчие птицы? (канарейка,щегол, соловей)
Ночные птицы (сова, сыч)
Водоплавающие птицы (утка,гусь, лебедь)
Хищные птицы? (орел,гриф)
Вступительная беседа
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в съёмках телепередачи которая называется «Птицы нашего края».Кто знает где снимаются телепередачи?
(в киностудии). Правильно, сейчас мы с вами перейдём в нашу киностудию,где уже установлена видеокамера для съёмки передачи. Я буду ведущей, а вы участниками (дети рассаживаются на стулья расставленные с делением на две команды).
Воспитатель: Здравствуйте дорогие участники! Сегодня в нашей передаче вам придётся решить очень сложный вопрос: Чем отличаются и чем похожи,дикие и домашние птицы?
Как называются птицы прирученные человеком? (домашние птицы).
Как называются птицы живущие свободно в природе или в городе? (дикие птицы).
Воспитатель: Солидна история домашних птиц, около 5000 лет назад были одомашнены куры,ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной Азии, и гуси, потомки дикого серого гуся. 4 тысячи лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили
Уток,а в Западной Африке цесарок. (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок диких и одомашненных птиц)
Игра «Интервьюирование»
Воспитатель :Ребята, в телевизионной передаче принимают участие корреспонденты. Корреспонденты -кто это (это люди которые делают репортажи,берут интервью)
I группа – корреспонденты
II группа-респонденты
Воспитатель:Каждое интервью начинается с вопроса--Разрешите вам задать вопрос о диких (домашних)птицах?
Вопрсы для интервью:
--Как называется домик диких (домашних) птиц (гнездо,птичник, клетка)
--Как называются дети птиц (птенцы)
--Какое строение имеют ноги водоплавающих птиц (они имеют перепонки)
--Что есть у птиц,чего нет у других животных (перья)
--Для чего перья нужны птице (маховые -для полета,пуховые сохраняют тепло)
--Какую пользу приносят птицы в природе (разносят семена растений,уничтожают вредных насекомых,грызунов)
Воспитатель:Ребята вы молодцы!Корреспонденты правильно брали интервью и задавали вопросы,а гости в студии интересно отвечали.
Д/И» Угадай по описанию»
I группа –описание диких птиц
IIгруппа –описание домашних птиц
Воспитатель: Дайте описание птицы но не называйте ее. Начинайте рассказ с фразы
«У меня есть….»(Дети встают парами- друг напротив друга. Один ребенок описывает –другой угадывает)
Гимнастика для глаз.
Зажмурить глаза и резко открыть.
Закрыть глаза и помассировать указательным пальцем веко.
Круговые движения глазами (посмотрели вверх, вправо, влево, вниз-не поворачивая головы-только глазами)
Д/И «Четвертый лишний»
Посмотрите на эти картинки с изображением птиц и скажите какая птица здесь лишняя и почему?
Картинки
Ласточка,дрозд,курица, чайка
(курица -домашняя птица)
Курица,гусь, утка,лебедь
(дятел-- дикая птица)
Сова,утка,голубь,скворец
(сова—ночная птица)
Дятел, скворец,сова,гусь
(гусь—водоплавающая птица)
Соловей канарейка, щегол,орел
(орел—не певчая птица)
Физминутка «Сова»
Воспитатель:а сейчас пока в передаче рекламная пауза мы с вами немного разомнемся
Влесу темно,все спят давно
(дети изображают спящих)
Все птицы спят…одна сова не спит
(дети делают взмахи руми)Совушка –сова,большая голова
На суку сидит,головой вертит
(изобразить круг руками,присесть,сделать повлороты головой вправо влево)
Во все стороны глядит,да вдруг как полетит
.(встать сделать взмах руками,бег на месте)
Сравнение птиц.
Воспитатель:Все птицы очень разные. Как вы думаете, чем птицы отличаются друг от друга. (размером,цветом перьев,длинной и строением ног и клюва)
На стенде две картинки с изображение гуся и цапли.
Ноги у птиц разные по длине,в зависимости от среды обитания.
У цапли длинные ноги. Почему (цапля живет в болоте)
Какие ноги у гуся (короткие с перепонками)
Почему (удобно плавать в пруду)
Проблемный вопрос:
Смогла бы цапля жить с ногами как у гуся в болоте (нет)
Почему (ответы детей)
Клюв у птиц разной формы.
На стенде три картинки с изображением ласточки и пеликана и курицы.
Какой формы клюв у ласточки?
(маленький,короткий)
Почему (ловит и ест мошек)
Какой формы клюв у курицы?
(тоже маленький и короткий)
Она тоже ест мошек (нет,ест зерна)
У пеликана клюв-мешок. Кто знает зачем пеликану такой клюв?
(пеликан заглатывает рыбу целиком)
Проблемный вопрос:
Смог бы пеликан есть зерна как курица и мошек как ласточка?Почему?
У птиц разные голоса. Послушайте и попробуйте отгадать какая это птица (звучат голоса птиц:курица,воробей,гусь, соловей)
У птиц разное оперение. Перья разные по окрасу. Почему?—есть маховые перья (показ картинки крыла и хвоста разных птиц)—они помогают лететь и располагаются на крыльях и хвосте
Есть пуховые—они служат для сохранения температуры тела.
Воспитатель: Ребята кто из вас знает как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания (перья смазываются жиром,который находится в сальнике в хвостовой части)
Опыт
Внимание, черный ящик в студию.
Смотрите в этом ящике находятся предметы для проведения опыта. Сейчас мы проведем опыт. Возьмите лист бумаги,сверните его пополам, Возьмите кисточку и одну половинку бумаги намажьте жиром,другую оставьте чистой. А теперь на поверхность листа накапайте воды. Что вы обнаружили? Что происходит с водой (вода скатывается с поверхности листа обработанного жиром, а не смазанная поверхность –намокла)Точно так же вода скатывается с перьев пропитанных жиром. Рассказывание сказки «Как птицы счастье искали»: Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию.
«Однажды домашние птицы задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», - вздохнула курица. Сказано - сделано. Вот отправились в лес курица,гусь,попугай. А в это же самое время в лесу встретились дикие птицы. Они очень завидовали домашним птицам. «Им-то хорошо! Не надо летать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили дятлы. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал дрозд. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними птицами», - предложила цапля. Птицы расшумелись, ,» Хотим домашними стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду,», - ответил пеликан. Полетели дикие птицы к дому человека. Поменялись птицы местами. Так прошел день, другой, а потом они встретились. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали птицы рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали птицы о своем житье-бытье.
Игра «Наш театр» - рассказывание на заданную тему (рассказы детей на заданную тему)
Воспитатель:Ребята, вы правы, домашние птицы не могут жить в дикой природе, так как они: - не умеют строить себе жилье, - самостоятельно добывать для себя пищу, - защищаться от врагов. Не забудем и о диких птицах: - они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека, - лишены привычных условий жизни, - требуют пищи которую человек не может дать, - образ жизни диких птиц (ночной образ жизни,жизнь в болоте,в дупле,на море.) не совпадает с образом жизни человека. Воспитатель: Каждая птица хороша и полезна на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
- Молодцы, ребята,вы много знаете о птицах. И самое главное - мы должны заботиться о наших пернатых друзьях, беречь их, помогать в трудное для них время. Ведь мы все нужны друг другу в нашем большом общем доме под названием Земля!
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря -
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Какие из птиц были вам наиболее интересны? (ответы детей).
- Спасибо за участие в передаче «Птицы нашего края», а вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.