Ксения Маленкова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Пересказ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Пересказ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Цель: Повысить качество речевого развития детей посредством формирования компонентов устной речи в НОД.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Пересказ басни И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
1. Образовательные: продолжить знакомить детей с баснями И. А. Крылова; познакомить детей с содержанием и моралью басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»; учить детей определять, в чем заключается мораль басни; учить детей грамотно отвечать на вопросы по басне; совершенствовать познавательную активность; учить детей работать с интерактивной доской; учить детей пересказу по плану.
2. Развивающие: развивать умения наблюдать, выделять, анализировать, сравнивать; развивать мелкую моторику рук, двигательную активность, координацию движений; развивать зрительное и слуховое внимание детей; развивать память, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать чувства доброжелательности, сопереживания, отзывчивости.
4. Речевые: учить детей высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков; расширять словарный запас детей словами и выражениями «мораль», «лесть», «гнусность», «не в прок», «бог послал», «взгромоздясь», «пленить», «плутовка», «вещунья», «зоб»; совершенствовать устную речь детей.
Материалы: ИКТ; презентация; задания, разработанные для интерактивной доски; маски на голову «ворона», «лиса»; «лисьи следы»; «камни» изображения; книга с баснями; книги из книжного уголка; фрагменты страницы с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица» - 6 штук; сушки.
Предварительная работа: знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение, обсуждение, инсценировка и пересказ басен: «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука и рак», «Кукушка и петух», «Зеркало и обезьяна».
Ход занятия:
(На столе лежат книги из книжного уголка)
В. : Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места.
(Дети расставляют все книги на места и замечают среди них новую)
В. : А это что за книга? Кто её принёс?
(Ответы детей)
В. : Ребята, посмотрите, на полу следы, может быть это следы того, кто принес нам эту книгу? Пойдемте по ним отыщем того, кто ее потерял и вернем.
(Дети с воспитателем заходят в зал, звучит музыка)
В. : Ребята, вы видите того, кому принадлежат эти следы?
(Нет)
В. : Ничего не понимаю! Давайте посмотрим, может это новые сказки? А может раскраска?
(Дети с воспитателем укладывают книгу на стол и рассматривают ее)
В. : Скажите, что же это за картинки? Откуда они?
(Эти картинки – иллюстрации (обложки) басен)
БЕСЕДА О ЖАНРЕ «БАСНЯ»
Цель: Закрепить знания детей о басни, как о жанре народного творчества.
В. :
1) Верно. Ребята, вспомните, что такое басня?
(Басня – это короткий рассказ в стихах (в стихотворной форме, который учит чему-то)
В. : Правильно. Басня – это короткий, веселый, поучительный рассказ в стихах.
2) Ребята, а кто может быть персонажем басни?
(Персонажами басни могут быть насекомые, животные, предметы)
В. : Верно.
3) Но всегда ли речь идет на прямую о животных, насекомых или предметах? О ком или о чем чаще всего говорит автор в басне?
(Чаще всего автор в басне высмеивает человека и его поступки)
В. :
4) Ребята, а иллюстрации к басням в этой книге?
(В этой книге иллюстрации к басням: «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука и рак», «Кукушка и петух», «Зеркало и обезьяна»)
5) Дети, а кто написал все эти басни?
(Все эти басни написал Иван Андреевич Крылов)
В. : Верно. Ой, ребята, посмотрите, а тут не хватает одной страницы, кажется, ее кто-то вырвал…И этот кто-то один из героев этой басни, а вот кто, вы узнаете отгадав следующую загадку:
Что хитрей плутовки нет
Знает целый белый свет.
Все облазила леса
Эта рыжая…
(Лиса)
Слайд 1
В. : Все верно! Дети, лиса вырвала страницу с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» Слайд 1(2, чтобы вы никогда не узнали, что она натворила.
6) Но вы сможете вернуть страницу с этой басней, если выполните верно все ее задания. За каждое верно выполненное задание, вы будете получать часть страницы. Ну что, готовы, вернуть потерянную страницу и узнать, что же натворила лиса?
(Да)
В. : Отлично! Тогда, мы с вами отправляемся в путь, к героям басни Ивана Андреевича Крылова - «Ворона и лисица». Следуйте за мной!
(звучит музыка)
В. : В лес ребята мы пойдем, (дети встают друг за другом) Друг за другом мы встаем
По дорожке мы идем (дети шагают друг за другом по залу)
Прямо в басню попадем.
Мы пойдем по тропочке (идут по узкой тропинке)
Мы пойдем по узенькой,
По траве, по песочку (шаги на носочках, затем на пяточках)
По камушкам, по кочкам (прыжки на двух ногах) Прыгнем раз, прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда.
По дорожке мы шагаем (дети шагают друг за другом «на цыпочках»)
Тишину не нарушаем.
Стой, ребята, мы пришли
И поляночку нашли…
(На столике стоит вазочка с сушками)
ЗАДАНИЕ 1
В. :
7) Дети, посмотрите, а вот и первое задание. На полянке кто-то оставил корзинку с сушками. Возьмите по одной сушке и сядьте на стульчик, посмотрите на волшебный экран и послушайте меня внимательно. Потренируем немного наш язычок и поиграем в игру «Язычок – силач».
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЯЗЫЧОК – СИЛАЧ»
Цель: Развитие речевого аппарата детей.
Слайд 2
В. :
8) Итак, повесьте сушку на высунутый язык и удерживайте ее под счет до 10.
(звучит музыка)
(Дети выполняют упражнение)
Слайд 4
В. : Посмотрите, пожалуйста, на доску.
9) Повесьте сушку на высунутый язык. Согните язычок вверх и прижмите кончик языка в верхней губе, удерживайте сушку под счет до 5.
(Дети выполняют упражнение)
Слайд 5
В. : Посмотрите, пожалуйста, на доску.
10) Повесьте сушку на высунутый язык и прижмите кончик языка к правому уголку губ. Удерживайте сушку под счет до 5.
(Дети выполняют упражнение)
Слайд 6
В. : Посмотрите, пожалуйста, на доску.
11) Повесьте сушку на высунутый язык и прижмите кончик языка к левому уголку губ. Удерживайте сушку под счет до 5.
(Дети выполняют упражнение)
В. : Молодцы, вы все справились с этим заданием! А вот и первый фрагмент потерянной страницы!
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. : Прежде чем познакомиться с новой басней и ее героями, мы с вами поработаем с трудными, незнакомыми словами, которые встретятся нам в этой басне. И выполним еще одно задание. Внимание на волшебный экран.
ЗАДАНИЕ 2
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Цель: расширить словарный запас детей.
В. :
12) Объясните значения незнакомых слов и выражений в басне Крылова «Ворона и лисица» и подберите к каждому слову нужную картинку.
(Воспитатель зачитывает слово, дети называют его значение и подбирают нужную картинку)
В. : В басне встретятся следующие слова:
В. :
13) Что такое «лесть»? Как вы понимаете?
(Лесть – обманчивое, некрасивое восхваление)
В. : А. молодец, выйди, пожалуйста, к доске и подбери к слову «лесть» нужную картинку.
И т. д.
Льстить – хвалить из плохого, обманчивого, желания расположить к себе.
Гнусность – плохой, некрасивый поступок.
Не впрок – не на пользу, бесполезно.
Бог послал – случайно нашла.
Взгро-моз-дясь, взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленить – очаровать, увлечь красотой.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица.
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, т. е. части организма, где накапливается и переваривается пища.
В. : Молодцы, все верно! А вот и еще один фрагмент потерянной страницы.
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. : А теперь, усаживайтесь поудобнее, на ковер. Пришло время познакомиться с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», а заодно выполнить еще одно задание и узнать, что же натворила лиса.
ЗАДАНИЕ 3
(Дети занимают места на ковре)
РАБОТА ПО ТЕКСТУ БАСНИ
Цель: Познакомить детей с содержанием и моралью басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».
14) Послушайте аудиозапись басни Ивана Андреевича Крылова и ответьте на предложенные вопросы.
(Дети слушают, воспитатель читает вопросы, дети отвечают)
В. :
15) Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
(Иван Андреевич говорит, что лесть вредна, потому что это обман и ложь, а обманывать и лгать нельзя)
16) Как разговаривает лисица с вороной?
(Лисица с вороной разговаривает нежно, сладко, чуть дыша, ласково, льстит)
17) Как Иван Андреевич передает радость вороны от льстивых слов лисицы?
(Иван Андреевич, передает радость вороны словами: вскружилась голова, в зобу дыханье сперло)
18) Правду ли говорила лисица вороне? Почему?
(Лисица говорила вороне не правду, потому что ворона не красивая, грязная, петь не умеет, каркает)
19) Как лисице удалось достичь своей цели?
(Для того что забрать у вороны сыр, лисица обманула ее, расхвалила и попросила спеть)
20) Почему эта история случилась с вороной?
(Эта история случилась с вороной, потому что она нашла сыр, который любит лиса, потому что ворона глупая и поверила словам лисы)
21) В чем заключается мораль (нравоучение, учение) этой басни? О чем нам хотел сказать автор этой басни?
(Мораль басни в том, что люди любят вранье, лесть, но врать и льстить плохо, нужно уметь отличать ложь от правды, потому что ложь ни к чему хорошему не приводит, а только вредит)
В. : Все верно! Молодцы! Вот еще один фрагмент текста басни. П. положи его, пожалуйста, рядом с книгой.
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. :
22) Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Вставайте все в круг.
ЗАДАНИЕ 4
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОДВИЖНАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «ВОРОН»)
Цель: Развитие двигательного аппарата детей; развитие устной речи детей.
Описание: Дети стоят по кругу. Воспитателем заранее выбирается один ребенок, изображающий «ворона» (Он стоит в кругу вместе со всеми и дети не знают, кто что он - ворон). Дети идут под музыку топающим шагом в круг и поют:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(Дети идут топающим шагом из круга, расширяя круг, ворон остается в центре, кружится, раскрыв руки в стороны)
Ворон в красных сапогах,
(Ворон пляшет, держа руки на поясе, поочередно выставляя ногу вперед на носок, потом пятку, дети повторяют)
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни игра проходит без музыки. Ворон выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни реб нок, до которого дотронулись, становится вороном. Никому неизвестно, кто будет вороном, до того момента, пока дети, сойдясь в круг, не станут из него расходиться.
В. : Молодцы, закончили. Посмотрите, что я нашла, да это же еще один фрагмент потерянной страницы. Ж. положи этот фрагмент, пожалуйста, на стол.
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. : Отлично. Давайте вернемся на нашу поляну, к волшебному экрану.
(Дети подходят к доске)
В. : Ребята, вспомните, по порядку, события, происходящие в басне, и выполните следующие задание.
ЗАДАНИЕ 5
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА БАСНИ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Цель: Учить детей составлять план басни.
В. :
23) Расставьте иллюстрации по порядку, как это было в басне, проговаривая при этом каждый шаг.
(Дети подходят к доске по одному, проговаривая события на каждой иллюстрации)
В. : Молодцы! Вы верно выполнили это задание. А вот еще один фрагмент басни.
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. : У нас осталось еще одно, последнее задание.
ЗАДАНИЕ 6
ПЕРЕСКАЗ БАСНИ ПО ПЛАНУ
Цель: Развитие устной речи детей.
В. :
24) Опираясь на план, перескажите сюжет басни, по ролям.
В. : Кто желает попробовать?
(Воспитатель надевает желающим шапочки вороны и лисы)
(Желающие 2-3 пары, пересказывают басню, по ролям : один ребенок – ворона, второй - лиса, все остальные внимательно слушают)
В. : Как здорово у вас получилось! Молодцы! Вот последний фрагмент потерянной страницы.
(Воспитатель достает фрагмент страницы, ребенок относит ее на стол к книге)
В. :
25) Давайте все вместе подойдем к нашей книге и восстановим потерянную страницу.
(Дети подходят вместе с воспитателем к столу и собирают страницу с текстом и иллюстрацией басни)
В. :
26) Ребята, давайте вспомним еще раз. Страницу, с какой басней мы с вами сегодня искали?
(Сегодня мы искали страницу с басней «Ворона и лисица»)
В. :
27) А кто автор этой басни?
(Автор басни «Ворона и лисица» - Иван Андреевич Крылов)
В. :
28) Верно, дети, скажите, а чему нас учит басня «Ворона и лисица»?
(Басня «Ворона и лисица» учит нас тому, что вранье, и лесть всем нравятся, но ни к чему хорошему не приводят и врать очень плохо)
В. : Верно, я надеюсь, что этот урок вы запомните надолго и не будете совершать таких же ошибок, как герои этой басни. А теперь подойдите, пожалуйста, к нашему волшебному экрану.
РЕФЛЕКСИЯ
29) По очереди, поместите кусочек сыра к тому заданию, которое вам интереснее всего было выполнять.
(Дети по очереди выполняют задание)
В. : А. к какому заданию ты положила кусочек сыра? Почему? (2-3 человека)
(Ответы ребенка)
В. : Ну что ж, ребята, вы выполнили все задания лисы, и не смотря на все ее уловки узнали, что она натворила. Вы восстановили потерянную страницу с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», но в книге еще осталось много незнакомых вам басен. Давайте вернемся в наш детский сад и продолжим с ними знакомиться.
(звучит музыка)
Друг за другом мы встаем
По дорожке мы шагаем (дети шагают друг за другом «на цыпочках»)
Тишину не нарушаем..
Прыгнем раз, прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда.
По траве, по песочку (шаги на носочках, затем на пяточках)
По камушкам, по кочкам (прыжки на двух ногах)
Мы пойдем по тропочке (идут по узкой тропинке)
Мы пойдем по узенькой,
По дорожке мы идем (дети шагают друг за другом по залу)
Прямо в садик попадем …
(Дети с воспитателем выходят из зала и возвращаются в группу)